Все мы со школьной скамьи знаем легендарную историю про некоего Герострата, который, чтобы прославиться, уничтожил великолепный храм. Надо отдать мародеру должное – ему действительно удалось остаться в памяти человечества. Но что за замечательный храм он уничтожил и почему он был так важен?
Артемисион, или храм богини Артемиды был главным святилищем античного города Эфес на западе Малой Азии (современная Турция, недалеко от города Измир). Он традиционно входил в число Семи чудес света, а истоки культа почитавшегося здесь женского божества уходят вглубь веков. На месте, где располагалось святилище, археологами были найдены остатки керамики микенской культуры еще XIV-XIII веков до н.э. А отправление культа на месте Артемисиона зафиксировано учеными как минимум с эпохи железного века – XI века до н.э.
Также были найдены остатки храма, окруженного колоннами (периптерий) постройки 680-650 годов до н.э. Это один из старейших известных науке древнегреческих храмов такого типа. Он был совсем небольшим (13,5х8,5 м) и имел деревянные колонны на каменном основании. Около 570 года до н.э. по распоряжению лидийского правителя Креза на этом месте был выстроен новый храм из мрамора с двойной колоннадой (диптерий) и намного более впечатляющими размерами - 60х100 м.
Именно это строение, к которому вдобавок примыкал алтарь размерами 33х16 м и был разрушен пожаром, устроенным Геростратом в 356 году до н.э. в ночь рождения Александра Македонского. Однако вскоре святилище было восстановлено – настолько был важен для местных жителей этот культ.
В 263 году н.э. храм был разрушен германским племенем готов и, хотя впоследствии восстановлен в качестве христианской церкви, уже не имел подобного значения. В 1869-74 и 1904-1905 годах здесь вели раскопки представители Британского музея, которые вывезли часть находок в Великобританию и Стамбульский археологический музей. В 1973 году ученым удалось воссоздать примерный вид данного храма.
Но почему был так важен культ богини Артемиды? Дело в том, что он восходит к намного более древним женским божествам еще более старших народов, чем древние греки, таким как хеттская Кубаба (почиталась еще в IX веке до н.э.) или Хепат, лидийская Кебебе и фригийская Кибела (почиталась не позднее VI века до н.э.). Они почитались как покровительницы плодородия и олицетворение матери-земли: подобные культы распространены во всем мире у земледельческих народов и восходят еще к эпохе матриархата.
На самом деле, данный культ еще намного более древний: находки фигурок женских божеств в окрестностях Эфеса в таких местах, как Чаталхюйюк и Хаджилар показали, что данная традиция существовала уже 7000-6500 лет до н.э. То есть она восходит к распространенному почитанию богини-охранительницы домашнего очага, распространенному среди многих племен еще каменного века.
Неолитические женские фигурки, которые обычно находят около очагов первобытных людей, хорошо известны ученым. Обычно они изображают женщину с бесформенной от многочисленных родов фигурой с отвисшими от вскармливания множества младенцев грудями и при этом нередко беременную очередным плодом. Много позже символом плодородности Артемиды стала ее многогрудость.
Очень интересно, что в районе Эфеса культ богини-матери был связан с горами: нередко места ее почитания находились в пещерах. А изображалась она в виде барельефа, высеченного прямо в скале. Именно отсюда намного позднее возникли православные иконы с изображением Девы Марии, или Богородицы, культ которой постепенно «вырос» из культа богини Артемиды.
(Окончание следует).