Найти в Дзене

Как выглядит сейчас храм, который сжег Герострат? И чем он необычен?

Все мы со школьной скамьи знаем легендарную историю про некоего Герострата, который, чтобы прославиться, уничтожил великолепный храм. Надо отдать мародеру должное – ему действительно удалось остаться в памяти человечества. Но что за замечательный храм он уничтожил и почему он был так важен?

Современный вид на храм Артемиды. Вдали виднеются византийские крепость и базилика Святого Иоанна, рядом с которыми турки-османы выстроили огромную мечеть, хамам (бани) и свою крепость.
Современный вид на храм Артемиды. Вдали виднеются византийские крепость и базилика Святого Иоанна, рядом с которыми турки-османы выстроили огромную мечеть, хамам (бани) и свою крепость.

Артемисион, или храм богини Артемиды был главным святилищем античного города Эфес на западе Малой Азии (современная Турция, недалеко от города Измир). Он традиционно входил в число Семи чудес света, а истоки культа почитавшегося здесь женского божества уходят вглубь веков. На месте, где располагалось святилище, археологами были найдены остатки керамики микенской культуры еще XIV-XIII веков до н.э. А отправление культа на месте Артемисиона зафиксировано учеными как минимум с эпохи железного века – XI века до н.э.

Планировки последовательно строившихся храмов Артемиды согласно исследованиям современных ученых (М. Вайссль, 2002 год).
Планировки последовательно строившихся храмов Артемиды согласно исследованиям современных ученых (М. Вайссль, 2002 год).

Также были найдены остатки храма, окруженного колоннами (периптерий) постройки 680-650 годов до н.э. Это один из старейших известных науке древнегреческих храмов такого типа. Он был совсем небольшим (13,5х8,5 м) и имел деревянные колонны на каменном основании. Около 570 года до н.э. по распоряжению лидийского правителя Креза на этом месте был выстроен новый храм из мрамора с двойной колоннадой (диптерий) и намного более впечатляющими размерами - 60х100 м.

Вид на раскопки периптерия в 1987-88 годах.
Вид на раскопки периптерия в 1987-88 годах.

Именно это строение, к которому вдобавок примыкал алтарь размерами 33х16 м и был разрушен пожаром, устроенным Геростратом в 356 году до н.э. в ночь рождения Александра Македонского. Однако вскоре святилище было восстановлено – настолько был важен для местных жителей этот культ.

Реконструкция храма Артемиды в позднеантичном классическом виде, вид на северо-западный угол (автор – Ф. Кришен).
Реконструкция храма Артемиды в позднеантичном классическом виде, вид на северо-западный угол (автор – Ф. Кришен).

В 263 году н.э. храм был разрушен германским племенем готов и, хотя впоследствии восстановлен в качестве христианской церкви, уже не имел подобного значения. В 1869-74 и 1904-1905 годах здесь вели раскопки представители Британского музея, которые вывезли часть находок в Великобританию и Стамбульский археологический музей. В 1973 году ученым удалось воссоздать примерный вид данного храма.

Современная реконструкция Артемисиона в его лучшие годы.
Современная реконструкция Артемисиона в его лучшие годы.

Но почему был так важен культ богини Артемиды? Дело в том, что он восходит к намного более древним женским божествам еще более старших народов, чем древние греки, таким как хеттская Кубаба (почиталась еще в IX веке до н.э.) или Хепат, лидийская Кебебе и фригийская Кибела (почиталась не позднее VI века до н.э.). Они почитались как покровительницы плодородия и олицетворение матери-земли: подобные культы распространены во всем мире у земледельческих народов и восходят еще к эпохе матриархата.

Изображения богини Кубабы/Кибелы.
Изображения богини Кубабы/Кибелы.

На самом деле, данный культ еще намного более древний: находки фигурок женских божеств в окрестностях Эфеса в таких местах, как Чаталхюйюк и Хаджилар показали, что данная традиция существовала уже 7000-6500 лет до н.э. То есть она восходит к распространенному почитанию богини-охранительницы домашнего очага, распространенному среди многих племен еще каменного века.

Изображение богини-матери (5750 год до н.э.).
Изображение богини-матери (5750 год до н.э.).

Неолитические женские фигурки, которые обычно находят около очагов первобытных людей, хорошо известны ученым. Обычно они изображают женщину с бесформенной от многочисленных родов фигурой с отвисшими от вскармливания множества младенцев грудями и при этом нередко беременную очередным плодом. Много позже символом плодородности Артемиды стала ее многогрудость.

Очень интересно, что в районе Эфеса культ богини-матери был связан с горами: нередко места ее почитания находились в пещерах. А изображалась она в виде барельефа, высеченного прямо в скале. Именно отсюда намного позднее возникли православные иконы с изображением Девы Марии, или Богородицы, культ которой постепенно «вырос» из культа богини Артемиды.

Древний барельеф в скале с изображением женского божества – дальний предок православных икон.
Древний барельеф в скале с изображением женского божества – дальний предок православных икон.

(Окончание следует).

Записки путешественникаЗаметки о путешествиях в не самые известные места и о малоизвестных фактах из истории популярных достопримечательностей. Если вы тоже любите такое, подписывайтесь! Здесь интересно!