33,3K подписчиков

Медленный, но очень опасный немецкий истребитель танков

10K прочитали

История немецких истребителей танков Pz.Sfl.V, известных также как Sturer Emil

Использование боевых машин не по их прямому назначению является частой практикой. В истории более чем достаточно случаев, когда сложившиеся обстоятельства заставляли использовать те или иные виды военной техники на так, как это изначально предполагалось. Особенно подобное касается самоходной артиллерии. Во многих странах мира САУ воспринимались, прежде всего, как средство борьбы с бронетанковой техникой противника. Иногда эта задача прописывалась уже после принятия боевой машины на вооружение. Чаще, впрочем, такие решения появлялись на лету. Один из классических примеров - СУ-152, изначально создававшаяся как средство борьбы с долговременными огневыми точками. Летом 1943 года у ее орудия не было даже бронебойных снарядов. Тем не менее известна эта боевая машина как "Зверобой". У немцев подобные случаи были еще более частыми. Отправлять "самоходные лафеты" вроде Hummel в атаку прямой наводкой для них являлось в порядке вещей.

Pz.Sfl. für 12,8 cm K.40, имя собственное Moritz, июль-август 1942 года.
Pz.Sfl. für 12,8 cm K.40, имя собственное Moritz, июль-август 1942 года.

В 1938 году генерал-полковник Вальтер фон Браухич инициировал работы по созданию САУ, предназначенных для уничтожения вражеских укреплений. Работы шли по нескольким направлениям, поскольку Германия срочно готовилась к боевым действиям. В их ходе предполагалось взламывать вражеские линии обороны, для чего требовалось вести огонь прямой наводкой из крупнокалиберных орудий. Далее ситуация поменялась, и вместо борьбы с вражескими укреплениями все "истребители ДОТ-ов" превратились в истребители танков. К моменту смены задачи часть из этих САУ даже еще не были закончены. Одной из них оказалась Pz.Sfl.V (Pz.Sfl. für 12,8 cm K.40), созданная на базе опытного тяжелого танка VK 30.01 (H). Данная разработка, наиболее известная по боевому применению под Сталинградом, стала обладателем самого мощного орудия среди немецких истребителей танков.

Носитель тяжелой зенитки

Вопрос борьбы с вражескими линиями обороны был для немецкого командования крайне серьёзным. Предполагалось, что придется взламывать оборону Чехословакии (Линия Бенеша), Бельгии (Линия Диль) и Франции (Линия Мажино). Долговременные сооружения в этих укрепрайонах были весьма крепкими, поэтому готовились немцы основательно. Работа шла многопланово: поскольку никто не знал, сколько времени придется штурмовать линии обороны, было запущено несколько программ разработки "самоходных лафетов". Первым делом использовали полугусеничные шасси, но еще на стадии разработки стало понятно, что такая база слишком высокая. Поэтому еще в 1938 году начались работы по самоходному истребителю ДОТ-тов, вооруженному 105-мм пушкой K18. Базировалась эта машина на шасси танка Pz.Kpfw.IV.

12,8 cm Flak 40, это тяжелое зенитное орудие было выбрано как средство борьбы с толстостенными ДОТ-ами.
12,8 cm Flak 40, это тяжелое зенитное орудие было выбрано как средство борьбы с толстостенными ДОТ-ами.

Облик боевой машины, позже получившей индекс Pz.Sfl.IVa, сформировался не сразу. Вместе с тем, настойчивость 6-го отдела Департамента Вооружений сыграла свою роль. Там посчитали, что оптимальным решением станет кормовое расположение боевого отделения, при этом мотор размешался под орудием. То, что возникали проблемы с охлаждением, а обслуживание мотора превращалось в пытку, во внимание явно не принималось. Кроме того, во внимание не принималась и более серьёзная перекомпоновка шасси. Было очевидно, что требуется более серьёзная перекомпоновка шасси, с переносом мотора вперед и удлинением/расширением корпуса. Но немцы, по неизвестным причинам, упорно не хотели этого делать.

Самоходная версия орудия получила обозначение 12,8 cm K 40 L/61.
Самоходная версия орудия получила обозначение 12,8 cm K 40 L/61.

Между тем, в начале 1939 года появился проект еще одной САУ - schwere Betonknacker. По концепции и задачам он оказался очень похож на советский "Истребитель ДОТ-ов", родившийся год спустя. И если в Советском Союзе выбрали 152-мм пушку большой мощности Бр-2, то немецкие военные сделали ставку на тяжелое зенитное орудие. Им стало 12,8 cm Flak 40 L/61. Надо сказать, что это зенитное орудие было сравнимо с БР-2 по габаритам, так что шасси потребовалось более крупное, чем у Pz.Sfl.IVa. Таковым стал тяжелый танк VK 30.01 (H), который в это время разрабатывался силами Henschel. И на сей раз просто взять готовое шасси, а далее перекомпоновать, не получилось бы. Касающаяся часть 12,8 cm Flak 40 имела длину ствола 7808 мм, не считая накатник, а ее масса составляла 7835 кг. Чтобы поместить такую махину, требовалось существенно переделать шасси.

 Pz.Sfl. für 12,8 cm K.40 во дворе завода Alkett, 9 марта 1942 года. Пометки на фото американские, к вопросу о том, насколько они разбирались в вопросе.
Pz.Sfl. für 12,8 cm K.40 во дворе завода Alkett, 9 марта 1942 года. Пометки на фото американские, к вопросу о том, насколько они разбирались в вопросе.

Работы по разработке тяжелого истребителя ДОТ-ов возложили на Rheinmetall Borsig, который одновременно был и автором 12,8 cm Flak 40. Работами непосредственно по установке вооружения занимался Alkett, танкостроительное подразделение Rheinmetall Borsig. Разработка шла совместно с Henschel, который отвечал за шасси. При этом в работы однозначно вмешивался 6-й отдел Департамента Вооружений, который не нашел ничего умнее, как отчасти повторить компоновочные решения шасси Pz.Sfl.VIa. Это во многом предопределило дальнейшие проблемы САУ.

Две САУ должны были изготовить еще в конце 1940 года, но работы сильно затанулись.
Две САУ должны были изготовить еще в конце 1940 года, но работы сильно затанулись.

В связи с установкой очень габаритной системы шасси пришлось существенно удлинять - с 5775 до 6950 мм. В свою очередь, пришлось увеличивать и длину опорной поверхности, добавив восьмую пару опорных катков. Вот только к удлинению опорной поверхности есть масса вопросов. Во-первых, при увеличении длины корпуса более чем на 1,2 метра одной пары катков маловато. Во-вторых, сделано это увеличение было весьма криво. Между последней парой опорных катков и ленивцем образовался большой промежуток. Главной проблемой было то, что нагрузка на шасси переместилась именно в корму. То ли среди конструкторов Henschel нашелся свой Штирлиц, то ли они как-то не подумали, но этот прокол им явно вспоминали экипажи, служившие на данных САУ.

Еще один образец американской подписи. Не угадали ни с орудием, ни с шасси. И это не макет, а шасси №2.
Еще один образец американской подписи. Не угадали ни с орудием, ни с шасси. И это не макет, а шасси №2.

Проблема усугубилась навязанной 6-м отделом Департамента Вооружения компоновочной схемой. Они снова не нашли ничего лучше, как указать запихивать мотор под орудие. И если на Pz.Sfl.IVa такое решение минимально оправдывалось, то на новом шасси, получившем обозначение Pz.Sfl.V, подобное вызывает недоумение. Для понимания, справа от рубки механика-водителя имелось достаточно места для размещения мотора Maybach HL 116. Но сверху решили, что так будет лучше. Поэтому справа разместились топливные баки и много воздуха. Зато механик-водитель мог воспользоваться аж двумя эвакуационными люками в бортах корпуса (вряд ли ими вообще когда-либо пользовались).

Максимальный угол склонения орудия.
Максимальный угол склонения орудия.

Надо сказать, что именно с установкой орудия специалисты Rheinmetall Borsig вполне справились. Орудие, получившее обозначение 12,8 cm K 40 L/61, было вполне удачным. Для снижения длины отката до 800 мм полностью переделали откатные механизмы, а также установили двухкамерный дульный тормоз. А вот дальше всё упиралось в шасси. Оно получилось таким, что угол склонения оказался больше, чем угол возвышения (от -15 до +10 градусов). В принципе, с учетом задачи вести огонь прямой наводкой, не такая и проблема, но смотрелось это забавно. Влево орудие поворачивалось на 5 градусов, вправо на 7. Куда большей проблемой стало размещения боекомплекта. Если бы не умники из 6-го отдела Департамента Вооружений, под пушкой вполне можно было разместить большую снарядную укладку. Например, убрать туда заряды. Но под пушкой жил мотор, а для боезапаса место осталось только по бортам рубки. Поэтому боекомплект составил всего 15 выстрелов раздельного заряжания - 8 слева и 7 справа.

Боевое отделение. Под пушкой находится мотор, как его обслуживать, отдельный вопрос.
Боевое отделение. Под пушкой находится мотор, как его обслуживать, отдельный вопрос.

Pz.Sfl.V в принципе получилась крайне спорной машиной. Для начала, она возила много воздуха. Часть объема боевого отделения попросту не использовалось. Расчет перемещался по съемным деревянным панелям пола. Под ними ничего, кроме элементов подвески, не было. Высота машины по рубку составила 2670 мм, а боевая масса достигла 36 тонн. При этом мощность двигателя составляла 310 лошадиных сил. Удельную мощность можете прикинуть сами. 6-й отдел Департамента Вооружений второй раз наступил в ту же лужу. Ровно такую же проблему с удельной мощностью испытывала и Pz.Sfl.IVa.

Боекомплект разместился по бортам. В вертикальных укладках снаряды, в горизонтальных пеналах заряды. Аж 15 штук.
Боекомплект разместился по бортам. В вертикальных укладках снаряды, в горизонтальных пеналах заряды. Аж 15 штук.

Поначалу проблема с подвижностью таковой не считалась. Даже 19,6 км/ч, которые Pz.Sfl.V развивала по шоссе, считалось достаточно. Связано это оказалось со специфичным использованием САУ. Ей требовалось неспешно подъехать к вражескому ДОТ-у, встать на прямую наводку, и бахнуть. Лобовой брони толщиной 50 мм у корпуса и 30 мм у рубки вполне хватало для защиты от тогдашних противотанковых средств. Но пока шла разработка Pz.Sfl.V, проблема с вражескими линиями обороны разрешилась сама собой. В связи с этим Pz.Slf.V, как и Pz.Slf.IV, перевели в разряд тяжелых истребителей танков, окончательно к этому пришли во второй половине 1941 года. А вот тут проблема низкой подвижности уже вылезала по полной программе.

На казеннике можно видеть надпись R.V.3 - третий ствол. По нему вычисляется второй построенный Pz.Sfl. für 12,8 cm K.40,именно он и стоит в парке "Патриот".
На казеннике можно видеть надпись R.V.3 - третий ствол. По нему вычисляется второй построенный Pz.Sfl. für 12,8 cm K.40,именно он и стоит в парке "Патриот".

Дополнительной проблемой стало то, что к концу 1941 года VK 30.01 (H) оказался не у дел. Это означало, что и у САУ на его базе крайне сомнительное будущее. Кроме того, испытания показали проблемы с трансмиссией базового танка. Поэтому в Pz.Sfl.V воткнули 6-скоростную механическую коробку передач ZF SSG 77, а также более простые механизмы поворота. Менялось и обозначение САУ. В середине января 1942 года утвердили окончательный индекс - Pz.Sfl. für 12,8 cm K.40.

Опытная машина с богатым боевым опытом

Согласно планам от 25 апреля 1940 года, в декабре ожидалось получить два опытных образца 13 cm Kan. (Pz.Sfl.) auf. Fg.St. des VK 30.01. Далее предполагалась серия из 100 машин. По факту техническая документация по САУ была готова в июле 1941 года. Оптимистично прозвучали планы по сдаче двух истребителей танков в августе-сентябре. А дальше наступило 30 января 1942 года. 6-й отдел Департамента вооружений окончательно свернул программу VK 30.01 (H), как лишенную перспектив, поэтому два опытных образца стали первыми и последними Pz.Sfl. für 12,8 cm K.40.

Шасси №2 в Ютербоге, май 1942 года. На лобовой плите появились крепежи для троса.
Шасси №2 в Ютербоге, май 1942 года. На лобовой плите появились крепежи для троса.

Окончательно два образца бывших тяжелых истебителей ДОТ-ов были сданы в первой декаде марта 1942 года. Их сборкой занимался Alkett. Обе САУ получили фальшивые рубки, расположенные правее рубки механика-водителя. Под ними размещались заливные горловины. Уже после сдачи второй образец получил крепления для тросов на верхнем лобовом листе корпуса. Обе машины отправились в Ютербог, где находился учебный центр, оказались они там в мае 1942 года. Там Pz.Sfl. für 12,8 cm K.40 присоединились к одному из двух образцов Pz.Sfl.IVa.

Шасси №1, будущий Max, их не получил. Солдат сидит на фальшрубке, ее поставили над заливной горловиной.
Шасси №1, будущий Max, их не получил. Солдат сидит на фальшрубке, ее поставили над заливной горловиной.

Три тяжелые САУ свели в отдельный взвод, которую включили в состав 521-го дивизиона истребителей танков. Это был старейший немецкий самоходный противотанковый дивизион, чей боевой путь начался еще во Франции в мае 1940 года. Летом 1942 года дивизион, находившийся на переформировании, всё еще имел на вооружении истребители танков Panzerjäger I (8 штук на май 1942 года). Так что появление Pz.Sfl. für 12,8 cm K.40 стало хорошей добавкой к уже имеющимся Panzerjäger I. Взвод тяжелых истребителей танков стал средством усиления. Также дивизион получил 2 батареи новых истребителей танков Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36.

Шасси №2, он же Moritz, на фронте. Уже появились крепления запасных траков.
Шасси №2, он же Moritz, на фронте. Уже появились крепления запасных траков.

В 521-м дивизионе новые истребители танков быстро получили собственные имена. Шасси №1 назвали Max, шасси №2 - Moritz, в честь двух литературных персонажей, которые были очень популярны. На самом деле не самые удачные имена - литературные Макс и Мориц очень плохо закончили. Правда, эти обозначения машин фигурируют только в отчетах дивизиона. Более известны под именем Sturer Emil, или "Ленивый Эмиль". Это прямой намек на медлительность САУ. Когда именно появились эти прозвища, точно сказать нельзя. Но явно в одно время с Dicker Max (Толстый Макс), так прозвали Pz.Sfl.IVa.

А это уже после месяца боев. Машина заметно "обросла" различными ящиками и прочим скарбом.
А это уже после месяца боев. Машина заметно "обросла" различными ящиками и прочим скарбом.

На фронте 521-й дивизион оказался в июле 1942 года. Боевые действия стали едва ли не тепличными условиями для "Макса" и "Морица". Местность, где действовал дивизион, представляла собой равнину, по большей части лишенную лесов. Для Pz.Sfl. für 12,8 cm K.40 это было почти стрельбище. На дистанции в 2 километра бронебойный снаряд 12,8 cm K.40 пробивал 130 мм брони. Этого хватало для уверенного поражения наших танков на запредельных дистанциях. За июль-август 1942 года на стволе Moritz красовалась 31 отметка. И это, увы, объективная реальность.

На этом фото стоит обратить внимание на запасные опорные катки, на них сидит один из членов экипажа Moritz. Верный знак, что задние опорные катки выходили из строя. Заодно можно видеть, что запасные траки появились и на рубке.
На этом фото стоит обратить внимание на запасные опорные катки, на них сидит один из членов экипажа Moritz. Верный знак, что задние опорные катки выходили из строя. Заодно можно видеть, что запасные траки появились и на рубке.

Вместе с тем, говорить о Sturer Emil как об ультимативном оружии было бы явным преувеличением. Даже если смотреть на официальные отчеты о боевом применении, там проскакивают жалобы на маленький боекомплект. Но даже внешний вид "Макса" и "Морица"четко говорил о проблемах с ходовой частью. Еще в момент проектирования Генрих Книпкамп указывал на риск разрыва гусеничных лент между последним опорным катком и ленивцем. И вот ведь интересно - летом 1942 года обе машины получили кучу запасных траков на лбу корпуса и рубки. А еще на снимках хорошо видны лежащие запасные опорные катки. Они были нужны для замены всё тех же последних опорных катков, которые оказались перегружены.

Шасси №1, он же Max, большую часть времени стоял в ремонте.
Шасси №1, он же Max, большую часть времени стоял в ремонте.

Лишним доказательством проблем у Pz.Sfl. für 12,8 cm K.40 является активность первой машины, "Макса". У нее отметок побед меньше в разы. Это потому, что основную часть времени она находилась в ремонте (судя по отчетам, проблемы были с мотором). В любом случае, по состоянию на 12 ноября 1942 года 521-й дивизион всё еще имел взвод тяжелых истребителей танков, 3 Panzerjäger I и 7 Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36. А дальше началась операция "Уран". К 1 декабря 1942 года в дивизионе остался только "Мориц". Судьба "Макса" неизвестна, недавно всплыла фото поврежденного Pz.Sfl.IVa, имевшего имя собственное Brummbär. А вот "Морицу", из этой троицы, повезло больше всего.

Из боевой единицы в музейные экспонаты

В истории Pz.Sfl. für 12,8 cm K.40 никак нельзя обойти стороной то, как сложилась судьба одной из этих машин в дальнейшем. В повествовании о "Ленивом Эмиле" обычно затрагивается только немецкий взгляд на происходившее. При этом слегка так упускается тот момент, что данная САУ имела влияние на советское танкостроение.

Вот поэтому у нас старались ограничить фотографирование. О Sturer Emil у нас узнали благодаря "фотографу".
Вот поэтому у нас старались ограничить фотографирование. О Sturer Emil у нас узнали благодаря "фотографу".

О существовании Pz.Sfl. für 12,8 cm K.40 наши военные узнали благодаря немецкому разгильдяйству. То, что немецкая армия не испытывала недостатка в фотоаппаратах, известно хорошо. Благодаря десяткам, а то и сотням тысяч фотоаппаратов у немецких солдат и офицеров, ныне исторические исследования переживают второе дыхание. На аукционах вроде eBay полно снимков, которые сделаны такими "фотографами". Так вот, за 80 лет до eBay один альбом был снят с трупа ефрейтора 1 батальона 190 артдивизиона Вильгельма Визе. Тот не нашел ничего лучше, как потащить на передовую снимок на фоне Pz.Sfl. für 12,8 cm K.40, сделанный в Ютербоге летом 1942 года. Боевой путь ефрейтора закончился под Воронежем, а 23 октября 1942 года вышел информационный листок, где калибр САУ определили в 150 мм. В ту же сводку попал и Pz.Sfl.IVa.

Конец боевого пути "Морица", село Новоалексеевка, начало февраля 1943 года.
Конец боевого пути "Морица", село Новоалексеевка, начало февраля 1943 года.

Познакомились с немецким тяжелым истребителем танков несколько позже. В районе села Новоалексеевка, что к северо-западу от Сталинграда, оказалась брошена матчасть 521-го дивизиона. Сам дивизион разделил судьбу 6-й армии, погибнув в Сталинградском котле. Как и Pz.Sfl.IVa, на момент захвата "Мориц" вышел из строя. У машины явно "полетела" ходовая часть, после чего ее бросили.

"Мориц"на трофейной выставке в Москве.
"Мориц"на трофейной выставке в Москве.

В отличие от Pz.Sfl.IVa, который внимания не удостоился, "Морица" заметили. Он оказался в числе образцов немецкой техники, которые доставили на НИБТ Полигон. Там составили краткую характеристику на "Самоходную установку с пушкой 128-мм". Описание оказалось не совсем чтобы точным, но при отсутствии документов обычно так и бывает. Да и сам "Мориц" был весьма побит жизнью. Далее машину отправили на трофейную выставку в Парке Культуры им. Горького. Там она занимала "почетное" место, но НИБТ Полигон про машину помнил и сдавать в металлолом (как это позже случилось с частью трофеев) не собирался. Ответил он отказом и на просьбу американской стороны передать Pz.Sfl. für 12,8 cm K.40 на изучение.

Как видите, машина имеет проблемы с опорными катками.
Как видите, машина имеет проблемы с опорными катками.

А теперь один момент, который как-то не упоминается в исследованиях. А именно о том, какое влияние имела Pz.Sfl. für 12,8 cm K.40 на отечественное танкостроение. Полученная от военнопленных информация показала, что у машины имелись проблемы со стрельбой по движущимся целям. Куда важнее то, что немцы создали тяжелый истребитель танков. В СССР база тяжелого танка особо не рассматривалась для подобных целей (хотя весной-летом 1941 года были и такие проекты). Зато 14 февраля 1943 года на вооружение Красной Армии приняли самоходную артиллерийскую установку КВ-14 (СУ-152). Так вот, в апреле 1943 года на свет появился проект установки в СУ-152 корпусной пушки А-19 калибра 122 мм. Влияние Pz.Sfl. für 12,8 cm K.40 было несомненным, правда, у нас посчитали более разумным поставить не такую большую систему. С выбором точно не просчитались - ИСУ-122 стала самым массовым тяжелым истребителем танков в истории.

Попала она и в различные справочники.
Попала она и в различные справочники.

Еще одним интересным моментом было то, что немецкий истребитель танков внесли в советские справочники. У нас, разумеется, не знали, что Pz.Sfl. für 12,8 cm K.40 построили всего 2 штуки. Поэтому "Ленивый Эмиль" присутствует даже в руководстве по эвакуации трофейной техники. Есть он и в технической литературе, посвященной, например, опорным каткам. Побочным эффектом внесения Pz.Sfl. für 12,8 cm K.40 в справочники стало то, что изредка тяжелый истребитель танков "замечали" на фронте.

Нынешнее состояние машины. Находится она в музейном секторе парка "Патриот".
Нынешнее состояние машины. Находится она в музейном секторе парка "Патриот".

Ныне "Морица" можно видеть на территории музейной площадки №1 парка "Патриот". После войны машину выпотрошили, забрав агрегаты на изучение, но и в таком виде машина крайне интересная. Это один из участников Сталинрадской битвы, а также своеобразный памятник технической мысли. В том числе и тому, как подобные машины делать не надо. Кроме очень мощного орудия, иных преимуществ у "Ленивого Эмиля" не имелось. А несомненные боевые успехи "Морица" связаны исключительно с выгодными условиями боевых действий лета 1942 года.

Список источников:

ЦАМО РФ

US NARA

Panzer Tracts 7–3 Panzerjaeger (7.5 cm Pak 40/4 to 8.8 cm Waffentraeger) — development and employment from 1939 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2006

eBay

Другие статьи по немецким истребителям танков:

Krupp L.S.K., он же Krupp Motorlafette, попытка создать "самоходный лафет" для полевой и противотанковой артиллерии

История создания Rheinmetall Leichttraktor Selbstfahrlafette

История Panzerjäger I, первого серийного немецкого истребителя танков

Машина снабжения gep. Munitionsschlepper VK 3.01/ VK 3.02 и самоходные установки на ее базе

История создания Pz.Sfl.Ic, скоростного истребителя танков на шасси легкого танка Pz.Kpfw.II Ausf.G

Немецкие истребители танков 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) на базе трофейного французского легкого танка Renault R 35

История немецкого легкого истребителя танков Pz.Sfl.I für 7,62 cm Pak 36

Статья по Pz.Kpfw.II als Sfl. mit 7,5 cm Pak 40, немецкому истребителю танков, более известного как Marder II

Полевые конверсии Pz.Kpfw.II в истребители танков с использованием 50-мм противотанковых пушек Pak 38

История истребителя танков Pz.Slf.2, он же Pz.Sfl.2 für 7,62 cm Pak 36, известный как Marder III

История создания немецкого истребителя танков 7,5 cm Stu.Kan. auf Pz.Kpfw.38(t)

Дополнительное бронирование StuG 40

Pz.Slf.IVc и другие варианты специального шасси на базе Pz.Kpfw.IV, создававшиеся как истребители танков