33,5K подписчиков

Итальянский грузовик с тремя шестерками

2,6K прочитали

История FIAT 666, более крупного собрата грузового автомобиля FIAT 626, а также машин на его базе

Итальянцы достаточно скромно выступили на ниве танкостроения, но при этом с автомобилями у них дела обстояли как минимум очень неплохо. Первые итальянские автомобили появились еще в конце XIX века, а к началу Первой мировой войны у них имелась широкая гамма легковых, а также грузовых машин. Ключевую роль в автомобилестроении занял FIAT. Ныне автомобильный гигант из Турина знаменит благодаря легковым и легким коммерческим автомобилям. Но в годы Первой мировой войны FIAT больше отличился на ниве грузовиков. Собственно говоря, они и сейчас никуда не делись, другой вопрос, что с 1974 года грузовое подразделение FIAT влилось в состав объединения Iveco. Раньше же грузовики FIAT, в том числе и тяжелые, были хорошо известны и за пределами Италии. Можно дежурно напомнить про АМО-Ф-15, который был локализацией FIAT 15 ter, но на самом деле география грузовых машин FIAT куда шире. Грузовики этой марки, например, составляли основу автомобильного парка польской армии.

FIAT 666 N, базовая версия машины.
FIAT 666 N, базовая версия машины.

В годы Первой мировой войны FIAT выпуска и тяжелые грузовики - FIAT 20/FIAT 30. Эти машины имели могучие моторы объемом более 10 литров. После окончания войны подобные машины со сцены ушли, но не сильно надолго. К началу 30-х годов итальянская армия снова стала проявлять активность в данном направлении. Именно военным были нужны столь тяжелые грузовики, для коммерческих перевозок такая машина требовалась в крайне скромном объеме. В 1931 году на свет появился FIAT 632N, крайне интересный автомобиль. У него двигатель имел почти вдвое меньший объем, чем у FIAT 20, но зато он был дизельным. Да и полная масса вполне приличная - 9 тонн. В это же время появляется и более тяжелый собрат - Fiat 634N. У этой машины, которая производилась, прежде всего, для итальянской армии, мотор был еще более могучий - дизель FIAT 355, объемом 8,3 литра и мощностью 75 лошадиных сил. Грузоподъемность выросла до 7,6 тонн. Выпускался этот тяжелый грузовик до 1939 года, пройдя несколько этапов модернизации, одновременно росла и грузоподъемность. Он много где повоевал, на его базе делали даже самоходные орудия. Впрочем, во второй половине 30-х годов у машины образовался весьма необычный сменщик.

С самого начала FIAT 666 предполагался для использования совместно с 6-тонным прицепом.
С самого начала FIAT 666 предполагался для использования совместно с 6-тонным прицепом.

В июле 1937 года итальянское командование сформулировало требования на новый средний грузовой автомобиль. Машину предполагалось оснащать дизельным мотором, что подразумевало большой радиус действия. Одновременно появились похожие требования на еще одну машину - грузоподъемностью 6 тонн. Речь шла о тяжелом грузовике, который шел на смену Fiat 634N. У этого автомобиля полная масса достигала 12 тонн, а максимальная скорость составляла 50 км/ч. Сменщик предполагался для решения широкой гаммы задач, включая и функцию легкого танковоза. В руководстве FIAT, который получил задание на обе машины, решили объединить работы. В результате получилось две машины, сильно похожих друг на друга. Первой оказался FIAT 626, самый массовый итальянский средний армейский грузовик. Второй стал FIAT 666, самый массовый итальянский армейский тяжелый грузовик. О нем и пойдет речь.

FIAT 666 NM, военная версия. Грузовик несложно спутать с более легким FIAT 626, с учетом того, что одна машина выросла из другой, неудивительно.
FIAT 666 NM, военная версия. Грузовик несложно спутать с более легким FIAT 626, с учетом того, что одна машина выросла из другой, неудивительно.

По большому счету, работы над FIAT 666 шли в кильватере более легкого собрата. Связано это оказалось с тем, что сначала требовалось выработать общие компоновочные решения. Требовалось не только повысить скоростные данные, но и сохранить габариты машины, а также ее массу, в пределах разумного. Между тем, тот же FIAT 634N имел длину почти под 7,5 метров. Поэтому было решено воспользоваться теми же компоновочными решениями, что и в случае с FIAT 626. То есть мотор оказался внутри кабины, а сама кабина стала довольно крупной, обтекаемой формы. Кабина с деревянным каркасом и жестяными панелями выглядела очень похожей на FIAT 626, так что машины несложно перепутать. Первый опытный образец машины был показан в конце 1938 года, а 15 мая 1939 года начался серийный выпуск.

FIAT 666 NM получился чуть легче гражданской версии. Внешне ее можно отличить по наличию дополнительных фонарей.
FIAT 666 NM получился чуть легче гражданской версии. Внешне ее можно отличить по наличию дополнительных фонарей.

По итогам у FIAT получился один из лучших грузовиков в своём классе. Машина оказалась весьма короткой для своего класса (чуть больше 7 метров длины), при этом она получилась немного легче предшественника. За счет снижения длины носовой части машины FIAT смог провернуть тот же фокус, что и с FIAT 626, то есть увеличить длину кузова. Для военной машины это довольно важный показатель. В качестве силовой установки FIAT 666 получил рядный 6-цилиндровый дизельный мотор FIAT 366, который при объеме 9,37 литров развивал мощность 105 лошадиных сил. Этого волне хватало для тяжелого грузовика. Он не предполагался очень быстрым, но 50 км/ч вполне себе развивал. При этом расход топлива составлял 37,5 литров на 100 километров, для машины такого класса вполне нормальный показатель.

FIAT 666 N на советско-германском фронте. В данном случае машины для перевозки лошадей.
FIAT 666 N на советско-германском фронте. В данном случае машины для перевозки лошадей.

В отличие от FIAT 626, у его более крупного собрата не было большого числа модификаций. Связано это было с тем, что у тяжелой машины объем функций был поменьше, правда, для них эти автомобили требовались в больших количествах. С 1939 года выпускалась базовая версия - FIAT 666 N (N - дизельный). Отличий между гражданской и военной моделью не имелось. Помимо функции тяжелого груpовика, FIAT 666 N использовались в качестве артиллерийских тягачей, благо что функция перевозки тяжелых прицепов была у них записана с самого начала. Использовались они и в качестве танковозов. В последнем случае нередко везли не один танк, а два, тот же фокус можно видеть в исполнении самого могучего грузовика итальянской армии - Lancia 3Ro. Разница в том, что Lancia 3Ro тащил один средний танк в кузове, плюс еще один в прицепе, а FIAT 666N перевозил более легкие Carro Armato L 6.

Они же как тягачи для перевозки зенитных пушек.
Они же как тягачи для перевозки зенитных пушек.

Тогда же, в 1939 году, стало выпускаться шасси FIAT 666 RN. Это "пониженное" шасси использовалось для производства автобусов. Впрочем, более приоритетным стало военное направление. В 1942 году появилось еще три версии машины. Первая - это чисто военный вариант FIAT 666 NM, который был чуть легче базовой версии и оснащался дополнительным оборудованием. Мощность мотора чуть придушили - до 95 л.с.. На его базе делались также специализированные версии машины. Тогда же появился и бензиновый вариант, более подходящий для Европы. Назывался он FIAT 666 BM, он оснащался мотором FIAT 266, по сути тот же 366-й, но переделанный под бензин. Мощность выросла до 110 лошадиных сил, но серийного выпуска не состоялось. Скорее всего, расход топлива неприятно поразил военных.

FIAT 666 NM как танковоз. Тащит сразу три танка.
FIAT 666 NM как танковоз. Тащит сразу три танка.

Более удачной оказалась судьба третьей новинки 1942 года. Ее, подобно FIAT 625, выделили в отдельную модель - FIAT 665. В принципе, такой подход выглядел вполне уместным, поскольку объем переделок оказался весьма существенным. Машина стала чуть шире и выше, связано это оказалось с тем, что она получила полный привод. Выросла и масса - до 7200 кг. В связи с этим грузоподъемность снизилась на тонну - до 5 тонн по шоссе и 4 тонн по бездорожью. Такая ситуация итальянских военных не сильно пугала, поскольку им требовался специальный тяжелый грузовик для особо сложных условий местности. Собственно говоря, работы по FIAT 665 начались еще в 1941 году (это же касалось и FIAT 666 NM), год спустя машину приняли на вооружение.

Первый образец FIAT 665. В серию полноприводная машина пошла, но несколько в ином виде.
Первый образец FIAT 665. В серию полноприводная машина пошла, но несколько в ином виде.

Надо сказать, что FIAT 665 повезло куда больше, чем его более легкому собрату. 625-я модель на конвейер не успела, так и оставшись опытной разработкой. FIAT 665 всё же успел попасть в серию, хотя она, на фоне остальных моделей, выглядела крошечной. Всего до сентября 1943 года сдали около 110 таких машин (причем непростых, об этом чуть ниже). В мае 1943 года итало-немецкая группировка в Северной Африке капитулировала, так что особой нужды в базовой полноприводной машине более не имелось. В Италии же вполне хватало FIAT 666, да и не только там. Эти грузовики вполне неплохо чувствовали себя и на советско-германском фронте. Их там часто применяли как тягачи и танковозы.

Трофейный FIAT 666 NM. В отличие от FIAT 626, большая машина немцам была почти не нужна.
Трофейный FIAT 666 NM. В отличие от FIAT 626, большая машина немцам была почти не нужна.

Подобно FIAT 626, его более тяжелый собрат отнюдь не был малосерийной машиной. Сколько именно их выпустили в общей сложности, точных данных нет, но про базовые 666 N/NM/RN есть данные о более чем 8 тысячах штук. Ближайшим немецким аналогом был Mercedes-Benz L 6500, выпущенный тиражом 2145 штук, причем немцы постепенно теряли интерес к грузовикам данного класса. Поэтому не стоит удивляться тому, что происходило с FIAT 666 во время оккупации. Если FIAT 626 продолжали выпускать, то FAIT 666 N для новых хозяев сдали крошечным тиражом в 79 штук.

Первый опытный образец Autocarro Protetto FIAT 665 NM.
Первый опытный образец Autocarro Protetto FIAT 665 NM.

Весьма интересная история происходила вокруг полноприводного FIAT 665. Как уже говорилось выше, до перемирия сдали 110 таких машин, но на самом деле речь шла не о грузовиках. Летом 1942 года итальянский Генеральный Штаб заказал бронированный грузовик на том же шасси. Фактически речь шла об эрзац-бронетранспортере, необходимом, в том числе, для противопартизанских подразделений. К работе традиционно подключили кузовное ателье Viberti, где к сентябрю 1942 года подготовили документацию, а также изготовили опытный образец машины.

Серийная версия машины имела минимальные отличия.
Серийная версия машины имела минимальные отличия.

Рецепт изготовления машины, получившей обозначение Autocarro Protetto FIAT 665 NM, оказался предельно простым. Вместо деревянной кабины с жестяной обшивкой поставили бронированную конструкцию, которая по форме была похожа, но имела более угловатую форму. Толщина брони оказалась мизерной - 7,5 мм в лобовой части и 5 мм по бортам. То есть защита обеспечивалась только от пистолетных пуль, либо от винтовочных пуль на дистанции метров эдак 400-500. Кузов также обшили довольно тонкими броневыми листами (4,5 мм), частично компенсировав это рациональными углами наклона. В бортах кузова сделали бойницы для стрельбы из личного оружия, сверху машина была открытой. Одним словом, типичный эрзац-бронегрузовик, но заказанный сверху.

Забираться внутрь кузова можно было только так.
Забираться внутрь кузова можно было только так.

Итальянское командование столь низкая толщина брони не смутила. Больше того, практически сразу была дана негласная отмашка на выпуск серийных Autocarro Protetto FIAT 665 NM. К 15 октября 1942 года их построили уже 44 штуки, на вооружение их приняли 24 октября. К 31 мая 1943 года сдали те самые 110 машин, о которых шла речь. Боевая масса машины составляла 9,2 тонны, она имела приличную, для бронегрузовика, скорость - до 58 км/ч. То, что машины изначально предполагалось отправлять в Югославию, четко говорит о изначально предполагавшемся ТВД.

Таким предполагалось сделать Autocarro Protetto FIAT 665 NM второй серии. Не успели, хотя задумка была неплохой.
Таким предполагалось сделать Autocarro Protetto FIAT 665 NM второй серии. Не успели, хотя задумка была неплохой.

Дальнейший выпуск Autocarro Protetto FIAT 665 NM, в исходном виде, и не предполагался. Наверху трезво оценивали машину, поэтому далее последовал заказ на переработанный вариант. 15 апреля 1943 года появился переработанный вариант машины, выглядевший куда более зрело. Больше он напоминал не грузовик, а автобус, боевая масса, включая десант, достигла 11 тонн. Другой вопрос, что эта машина была значительно ниже, а лоб корпуса усилили до 15-28 мм. Борта также усилили - до 8-15 мм. Это позволяло "держать" винтовочные пули и заметно повышало шансы на выживание. Также появилась защита колес от флангового огня, а сверху кузов также был открытый. Реализовать, впрочем, итальянцы данный вариант Autocarro Protetto FIAT 665 NM не успели, а немцы заказали всего 2 бронегрузовика первого типа. На этом и успокоились.

Autocarro Protetto FIAT 665 NM массово применялся и немцами, и RSI.
Autocarro Protetto FIAT 665 NM массово применялся и немцами, и RSI.

В отличие от немцев, итальянцы интереса к Autocarro Protetto FIAT 665 NM не потеряли. Основная часть бронегрузовиков ушла на комплектование частей RSI. Они активно использовали эти машины в боях не только на территории Югославии, но и в Италии. Также на фото мелькают и самопальные броневики, которые строились на шасси FIAT 666 N. Эффективность их была невысокой, поскольку броня тонкая, а цель большая. Немцы, впрочем, тоже не брезговали этими грузовиками, известны они как Gep.Trsp.Wg Fiat 665 (i). Применялись они до самого конца войны и в Югославии, и в Италии.

Впрочем, машина была очень уязвимой.
Впрочем, машина была очень уязвимой.

В отличие от FIAT 626, более крупная машина, которая в 1945 году вернулась на конвейер, продержалась там недолго. Базовую FIAT 666 N прекратили выпускать в 1946 году, куда дольше продержались автобусы. В 1946 году начался выпуск модели FIAT 666 N7, выпускали автобусы до 1949 года. По итогам машины семейства FIAT 666 оказались куда менее известными, чем 626-е, да и сохранилось их совсем чуть-чуть. Тем не менее, следует признать, что грузовик получился удачным. Нельзя не отметить и небывало обльшую, для 6-тонников, серию, в большинстве стран машины такого класса выпускались куда скромными тиражами.

Список источников:

Gli autoveicoli tattici e logistici del Regio Esercito Italiano fino al 1943 Tomo II, Licola Pignato, Flippo Cappellano, 2005

Gli autoveicoli da combattimento dell'Esercito Italiano P.2 (1940-45), Nicola Pignato, Filippo Cappellano, SME, 2002

A Century of italian armored cars, Nicola Pignato, GMT, 2008

Фотоархив автора

eBay

Другие статьи по итальянским колесным машинам:

История FIAT 508 CM, легкого итальянского командирского автомобиля на базе малолитражки FIAT 508 C Balilla 1100

Легкий полноприводной артиллерийский тягач FIAT-SPA TL 37, один из примеров удачных итальянских разработок военного периода

Легкий многоцелевой полноприводной грузовик FIAT-SPA AS 37, созданный специально для использования в Северной Африке

Camionetta SPA AS 42 Sahariana, колесная машина, созданная специально для диверсионно-разведывательных целей в условиях пустыни

Вооруженные варианты итальянских полноприводных машин FIAT-SPA TL 37 и AS 37

История Camionetta Desertica AS 43, патрульной машины, которой пришлось воевать в Италии, а не в Северной Африке

История Autoprotetto FIAT-SPA AS 37 Coloniale, бронетранспортера на базе Autocarro Sahariano AS 37

Autoblinda A.S.43 и другие бронированные варианты патрульной машины Camionetta Desertica AS 43

История опытной итальянской бронемашины-разведчика Vespa-Caproni, одной из самых странных машин в своём классе

История Lancia Lince, итальянской копии английской бронемашины-разведчика Daimler Dingo

История FIAT 626, основного итальянского грузовика среднего класса военного периода