Сжигали ли себя староверы?

430 прочитали

В официальной истории принято считать, что староверы сжигали себя сами.

В дореволюционное время предпочитали писать о самосожжениях, идеологические причины такого подхода понятны. Попыток подсчитать число казненных староверов мы не найдем ни у Соловьева, ни у Ключевского, ни у Костомарова.

В советское время, исторические исследования по церковной тематике не поощрялись, в том числе, не появилось ни одного обобщающего исследования по истории старообрядчества.

"До сих пор о старообрядчестве советскими учёными не написано ни одного обобщающего труда капитального труда, ни одной достаточно основательной и полной научно-популярной книги. Вышло в свет лишь несколько тонких брошюр, в большинстве своём выпущенных местными издательствами".
(А. Шамаро. Дело игуменьи Митрофании. - М., 1990. - С. 5)

Однако, и в сохранившихся источниках мы можем найти вот что:

Сожжения в 17 в. помимо старообрядцев
В 1623 году сибирским воеводам привели людей, повинных в неких "великих духовных делах". Воеводы "учинили им наказание слегка и разослали во многие города, а до конца над ними наказанья не учинили и огнем не сожгли". При всем уважении к гуманизму воевод нельзя не отметить, что по закону ("до конца") за "великие духовные дела" полагалось сожжение. "Соборное уложение" 1649 г. предусматривало сожжения за богохульство и за обращение православного в ислам. Дьяк Г.К. Котошихин, живший в XVII веке и известный своим, рассказывает: "жгут живого за богохульство... за волховство, за чернокнижие, за книжное преложение, кто учнет вновь толковать воровски против апостолов, пророков и св. отец с похулением". "Смертные казни женскому полу бывают: за богохульство… жгут живых; за чаровство… отсекают головы". В 1682 году, учреждая духовную Греко-славянскую Академию, царь Федор Алексеевич предписал ей сжигать вероотступников, колдунов и богохульников. От 1697 года сохранилось письмо патриарха Адриана, посвященное дьякону Петру Артемьеву, открыто выразившему свои симпатии католицизму. Адриан, в числе прочего, писал: "Потщусь на него нарочито [специально] собор собрать. Если таков и отец [Артемьева], каков сын, то обоих доводится сжечь". В итоге, церковный Собор приговорил отступника к вечному заточению, молодой Артемьев попал в земляную тюрьму Соловецкого монастыря и в 1700 году в Москву сообщили о его смерти "в твердом узилище". Но любопытно, что сожжение упоминается, как обычное наказание за вероотступничество.
Источники:
Богданов А. П. Русские патриархи. Т. 2. - М., 1999. - С. 380-381
История Сибири. Первоисточники. IV вып. - Новосибирск, 1994. - С. 204
Г. Котошихин. О России в царствование Алексея Михайловича, 7, 4; 7, 45
Привилегия Московской академии // Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства 14-17 вв. - М., 1985. - С. 239-240
Хрестоматия по истории государства и права в России: Учеб. пособ. - М., 2000. - С. 52, 143

Сожжения старообрядцев
Инок Филипп "сожжен огнем бысть" в Москве, некий Иван
Красулин - в Печенгском монастыре. В кон. 1674 г. решили сжечь боярыню Морозову, но тут не выдержало старомосковское боярство и обратилось к царю с протестом - Морозовы были одним из 16 высших аристократических родов московского государства, имевших право на наследственное боярство. В 1675 г. Морозова была уморена голодом. Сидевшая вместе с ней простая инокиня Иустиния - всё-таки сожжена.
Источник:
С. Зеньковский. Русское старообрядчество. - М.:
Церковь, 1995. - С. 328, 332, 335, 377

Свидетельство с «никонианской» стороны. Историк начала 18 века В. Татищев писал: «Никон и его наследники над безумными раскольниками свирепость свою исполняя, многие тысячи пожгли и порубили или из государства выгнали» («Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах», написано 1730-е гг., опубликовано в 1787). В. Татищев оценил демографические потери России во «много» тысяч человек. Но в его перечень входят не только казненные, но и бежавшие.

Свидетельства иностранцев. Возможно, что с казнями староверов связаны воспоминания Якова Рейтенфельса (жил в России в 1671-1673 гг.):
http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Reutenfels/text32.phtml?id=1184
«Тех, которые возбуждают какие-либо сомнения относительно веры, заключают в небольшие деревянные домики и сжигают живыми и выглядывающими оттуда». «Если кто из русских усомнится в вере, того немедленно, как мы уже говорили, живого ввергают в костёр или лишают жизни посредством иной какой казни».

О 1685 году, по сообщению М. Лилеева, есть свидетельства иностранцев о сожжении в Москве более 90 человек (М. Лилеев. Из истории раскола на Вятке и в Стародубье XVII-XVIII вв. - Казань, 1895. - С. 8). О том же
http://top100.km.ru/reader.asp?id=33000&page=140&viewBy=8000&sizechars=150
по достоверным данным, до пасхи в Москве было сожжено около ста человек (по обычаю в срубах).
(А. Панченко. Начало петровской реформы: идейная подоплёка // XVIII век. Сборник 16: Итоги и проблемы изучения русской литературы XVIII века. – Л., 1989. – С. 8).

Саксонский путешественник Г. Шлейссингер, рассказав о расколе, добавил
http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=%2013113
а всех тех, кто с этим не соглашался, казнили топором, и это происходит еще и поныне. И при моем пребывании в Москве [1684-1686 гг.] не проходило ни единого утра, чтобы кого-то не казнили на Лобном месте.

Если свидетельство достоверно, то речь идет о примерно тысяче казненных в Москве середины 80 годов 17 века.

1666 год. Сожжен староверческий проповедник Вавила [Я. Барсков. Памятники первых лет русского старообрядчества. – СПб., 1912. – С. 79 (Донос монаха-современника с упоминанием этой казни), 333 (информация о еще одном документе, указывающем точную дату казни); Народное антицерковное движение в России XVII века: Документы приказа тайных дел о раскольниках. – М., 1986. – С. 70 (Отписка в Приказ Тайных дел судьи, вынесшего приговор), 82 (текст приговора)]

1675 год. Четырнадцать староверов: семь мужчин и семь женщин, сожжены в Хлынове (Вятка) [Выпись Новгородского приказа из отписок вятского воеводы А. П. Нарышкина о раскольниках, пойманных в Вятском уезде, 1675 г. // Народная культура Урала в период феодализма. – Свердловск, 1990. – С. 80-82]. В том же документе упоминается сожжение староверов в Казани.

1675 год. Боровск, смерть боярыни Морозовой и других староверов. В данный раздел включено потому, что написанная хорошо осведомленным современником «Повесть о боярыне Морозовой» в ряде мест подтверждена документами. Например, «Повесть…» сообщает, что такой-то стрелецкий начальник был сослан за свою снисходительность к Морозовой и, действительно, сохранился документ об этой ссылке. «Повесть…» сообщает также, что приехавший из Москвы дьяк Федор Кузьмищев отдал приказ о расправе с сидевшими в Боровской тюрьме староверами (Морозова и ещё две знатных узницы – уморены голодом, инокиня Иустиния – сожжена; старообрядческий Синодик называет 14 имен сожженных в Боровске). Сохранился документ о посылке в Боровск дьяка Федора Кузьмищева в 1675 году с указом «тюремных сидельцев по их делам, которые довелось, вершить, в больших делах казнить» (Дворцовые разряды. Т. 3. – СПб., 1852. – Стб. 1528-1529).

1676 год. Сибирский летописный свод (официальная редакция свода, составленная в 1685-89 гг.) так описывает начало казней: «февраля в 19 день пришёл государской указ к боярину и воеводам к Петру Михайловичу Салтыкову с товарищи о церковных раскольщиках, которые объявятся в расколах, и тех людей велено расспрашивать и приводить трикратно. И буде не повинятся, и велено зжечь и пепел их развеять, чтоб и костей их не осталось. А которые объявятся в молодых летах, и тех людей поневоле приводить и бить, и наказание им чинить, и буде не обратятся велено потому же жечь. И февраля в 28 день сожжены в струбе поп Степан, да дьякон Феодот, да старец Никон» (ПСРЛ. Т. 36. – С. 211)

1676 год. Взятие Соловецкого монастыря. Большинство монахов казнили: «их воров рубили и вешали» (Донесение государю Федору Алексеевичу // Акты Арх. Эксп. IV, № 215). О соловецком взятии есть и другие источники: летопись, старообрядческая повесть «История о отцах и страдальцах соловецких», синодик. Согласно им, было казнено от 300 человек.

1682-1683 годы. Новгородское дело. В Москву послана большая группа староверов, из них свыше двадцати человек было казнено [В. Румянцева. Народные антицерковные движения в России в XVII веке. – М., 1986. - С. 189; со ссылкой на РГАДА. Ф. 159 (Новгородский приказ), оп. 1. д. 1395, 1682-1683 гг., Л. 1-139]. В истории гонений проявлялись, как худшие, так и лучшие черты человеческих характеров. Ничего, кроме омерзения, не вызывает никонианин М. Болкочин, донесший на свою мать-старообрядку в «треклятой ереси» и «многой хуле» на Церковь. Уважения достойно мужественное поведение подследственных. Так, например, Я. Калашников перед тем, как он был казнен (сожжен в срубе), выдержал пытку: «было ему две встряски [на дыбе] да двадцать семь ударов и огнем сжен», при этом подследственный знал, что ему грозит костер. Тем не менее, старовер твердо заявил что, «треперстным сложением не крестится и впредь креститься и исповедываться и причащаться святых христовых тайн не хочет», а также отказался назвать имена известных ему староверов.

1683 год. 22 октября 1683 г. в Клину был сожжен проповедник Варлаам. Варлаам тоже не выдал ни одного единоверца, отражая вопросы следователей простым приемом – ссылаясь только на уже казненных. «Раскольников он Варлаам никого не знает. А которые де раскольники в Новгородском уезде были, и те де ныне четырнадцать человек в Великом Новгороде сожжены». «А купил он де те книги [изъятые при обыске] у новгородцев посадских людей у Васьки Рукавишникова да у Васьки же Андреева, которые ныне в Великом Новгороде за раскол сожжены». «Список [экземпляр «богомерзких писем многого злохуления на Святую апостольскую восточную Церковь и на святые божественные тайны»] отдал чернцу Илинарху, который сожжен на Луках Великих; а тетрадь в полдесть, в которой писаны непристойные лица, дал ему тот же чернец Илинарх» [Сыскное дело о расколоучителе из Пскова старце Варлааме // В. Румянцева. Народные антицерковные движения в России в XVII веке. – М., 1986. - С. 236-242]. Ни одного имени живого старообрядца следователи от Варлаама не добились, заодно и для потомков сохранились некоторые имена казненных.

1683 год. О сожжении нескольких (до 5 человек) староверов в Тобольске сообщает уже упомянутая официальная редакция сибирского летописного свода (ПСРЛ. Т. 36. – С. 219)

1683 год. Старовера Ивана Меркурьева сожгли во Пскове (Следственное дело опубликовано ЧОИДР. – 1882. – кн. 3. – С. 15-18)

1684 год. Сожжен старообрядческий проповедник Андроник. Андроник в чем то заслужил свою участь, т. к. проповедовал самосожжения, но казнили его именно за противность Церкви и порицание четырехконечного креста, после отказа принести покаяние. Приговор ему (от 8 апреля 1684 г.) гласил: «Того черньца Андроника за ево против святаго и животворящаго креста Христова и Церкви Ево святой противность казнить, зжечь» (Н. Михайлова. Исторические очерки о старообрядчестве // Благодатный огонь (прил. К журналу «Москва»). – 2000. – Вып. 4).

1684 год. Старовер Д. Степанов приговорен к сожжению в Тюмени, но умер в тюрьме до казни (Дополнения к актам историческим. Т. 10. – СПб., 1848. - С. 13).

1684 год. Старовер Ф. Михайлов сожжен в Новгороде (Акты исторические: Собранные и изданные Археографической комиссиею. Т. 5. 1676-1700. – С. 191).

1684-1685 годы. Царские указы о казни староверов. Указ 1684 года говорил «о наказании рассеивающих и принимающих ереси и расколы», если «с пыток начнут в том стоять упорно же, а покорения святой церкви не принесут» «по троекратному у казни вопросу, будет не покориться, сжечь» [С. Викторовский. История смертной казни в России и современное ее состояние. - М., 1912. - С. 202]. «Указные статьи о раскольниках» от 7 апреля 1685 года подтверждали: «Которые расколщики святой церкви противятся, и хулу возлагают, и в церковь и к церковному пению и к отцем духовным на исповедь не ходят, и святых таин не причащаются, и в домы свои священников со святынею и с церковною потребою не пускают, и меж Христианы непристойными своими словами чинят соблазн и мятеж, и стоят в том воровстве упорно: и тех воров пытать, от кого они там научены, и сколь давно, и на кого станут говорить, и тех оговорных людей имать и роспрашивать и давать им меж себя очные ставки, а с очных ставок пытать; и которые с пыток учнут в том стоять упорно ж, а покорения святей церкви не принесут, и таких, за такую ересь, по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе и пепел развеять». «А которые люди ходили к расколщиком и сами у них перекрещивать, а прежнее святое крещение вменяли в неправое крещение… которые покорения в том приносить не учнут… тех казнить смертью». «Которые люди ходили по деревням, и людей, которые в совершенных летех, также и детей их, которые в совершенных и малых летех, перекрещивали и прежнее святое крещение нарицали неправым… их исповедовав и причастя, казнить смертью без всякого милосердия» [ААЭ. Т. 4. – СПб., 1836. – С. 420-421].

1685 год. Сожжение трех староверов в Вологде. Двум из них перед казнью предложили отречься: «велели привести к казни, и у казни допросить дважды, святой церкви они повинуются ли, и отца духовного приемлют ли, и исповедаться, и святых тайн причастится хотят ли. А буде, они учнут в том стоять упорно ж, а покорения святой церкви не принесут, и их за такую ересь про трикратному у казни, буде не покорятся, сжечь в срубе и пепел развеять». Вологодская летопись свидетельствует о том, что староверы не покорились и были сожжены (В. Перевалов. А. Безгородов. Старообрядцы в вологодском уезде во второй половине 17 века (неизвестный эпизод из ранней истории старообрядчества) // Старообрядчество: История. Культура. Современность. - М., 2000. - С. 70-75 (Грамота воеводе с приговором); ПСРЛ. – Т. 37. – С. 186 (описание казни)).

1725 год. После смерти Петра I. В Астрахани приговаривают к сожжению староверов Д. Лукьянова и М. Николаева. Д. Лукьянов умер до казни (нанес себе ножевое ранение), М. Николаев заживо сожжен (Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 5: 1725. – СПб., 1897. – С. 389-394).

1733 год. В тайной канцелярией вынесены смертные приговоры трём старообрядцам.
1735 год. казнен упорствующий старообрядец М. Прохоров.
1739 год. обезглавлен упорствующий старообрядец И. Павлов.
(Е. Анисимов. Дыба и кнут: Политический сыск и общество XVIII века. – М., 1999. – С. 381, 528, 716)

1744 год. В России де факто отменена смертная казнь.

1760 год. Сообщение Дворцовой конторы Раскольнической конторе о действиях судьи Юрьевецкого духовного правления священника Ивана Сокольского. Сокольский, в сопровождении «многолюдственного числа разных церквей церковников с ружьями и дрекольями», прибыл в Рыбновскую волость для сыска раскольников, живших в скитах. В починке Бурашном он захватил раскольника Лаврентия Леонтьева и велел бить его плетьми, спрашивая о раскольничьих кельях, причем грозил: «Ежели он о тех кельях не покажет, то будет теми побоями замучен и до смерти» (так судьи обходили запрет смертной казни). Леонтьев выжил, хотя у него «спину и всё тело облило кровью». Менее посчастливилось раскольнице девке Марфе Васильевой, также битой «до великой крови». По осмотру в дворцовом управлении на ней «явилось битых и на спине синих и багровых мест многое число, да на правом паху пробита великая рана, от которой она и к жизни своей безнадежна»» [Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве министерства Юстиции. Т. 7. – М., 1890. – С. 40].

Вышеперечисленное, собственно, и есть документальная основа, от которой сейчас следует отталкиваться при определении наименьшего количества казненных староверов. Но, повторимся, не наибольшего. Многие документы впервые были опубликованы только в конце 20 века, последний в 2000 году. Точной документированной статистики, на сегодняшний день, нет.

В официальной истории принято считать, что староверы сжигали себя сами.
В дореволюционное время предпочитали писать о самосожжениях, идеологические причины такого подхода понятны.