Известный папа Карло, сделавший из полена Буратино, знаменит не только этой ролью. На счету Николая Гринько около полутора сотен лент. Порой он успевал за год сыграть в 12 картинах. И сразу запоминался зрителям - своим вечным обаянием, ясным взглядом и доброй улыбкой.
Кино затянуло
Николай, выросший в актёрской семье, с детства стремился к лицедейству. Но мечта отодвинулась на несколько лет: пока он проходил срочную службу, началась война.
А в 1946-м в качестве помощника режиссёра начал работу в Запорожском драмтеатре. Через несколько лет завершил обучение в студии при театре. На этом и закончилось его актёрское образование.
За первое послевоенное десятилетие молодой человек был художественным руководителем Киевского эстрадно-джазового оркестра «Днiпро», конферансье, показывал пародии, сочинял интермедии.
Но поворотом в судьбе стало первое приглашение актёра на кинороль. Пусть она была настолько мала (он играл крепостного в картине "Тарас Шевченко"), что актёра даже не указали в титрах, но Николай заболел кино.
Приз достался другому
В 1956-м он поработал в фильмах "Есть такой парень" и "Павел Корчагин" и был принят в штат киевской киностудии им. Довженко. Кино становилось его стихией.
Первый успех состоялся в 1961-м. Кинолента «Мир входящему» на международном кинофестивале в Венеции получила несколько призов.
Кто потом ездил на этой машине - неизвестно, Гринько её так и не увидел. Но гораздо более ценной актёр считал другую награду. После премьеры фильма в Москве его с трудом разыскал актер Николай Гриценко и, обнаружив обедающим в ресторане, подошёл и молча поклонился в ноги...
Вредный «Буратино»
Николай Григорьевич не был в Союзе завален ни премиями, ни наградами, ни званиями - вообще ничем. И фильмы с его участием часто по разным причинам оказывались "на полке". Так случилось с картинами Тарковского, в которых он был непременным участником. Даже "Приключения Буратино" чиновники кино признали вредной для детей картиной (и в чём-то они были правы!), долго не допуская картину к юным зрителям.
Но внутренне самодостаточные люди лишены меркантильности, они живут и мыслят другими категориями. А потому, занимаясь любимым делом, Гринько работал с полной отдачей, получая удовольствие от процесса работы и собственной оценки её результата.
Воплощая на экране образ русского классика Антона Чехова в "Сюжете для небольшого рассказа", он так вжился в образ своего героя, что ещё долго после окончания съёмок чувствовал в себе две жизни:
Всего у актёра 147 работ в кино, среди которых немало главных ролей:
Он неожиданно обнял её
Актер чувствовал себя состоявшимся в профессии. Его любили зрители, жаловали режиссёры.
И обожала жена. А что ещё нужно для счастья?
Правда, удостоиться такого подарка судьбы, какой выпал Николаю Гринько в образе турчанки Айше, удаётся не каждому. Да и он нашёл свою половинку лишь со второй попытки. Был ли актёр счастлив в своём первом браке - кто знает? Раз полюбил другую, раз решился на развод...
С Айше Чулак-оглы он встретился в оркестре «Днiпро», когда служил конферансье. 25-летняя девушка там играла на скрипке. И готовилась выйти замуж. Ежедневные заботы - у каждого свои - не оставляли времени для общения. А вот на гастролях, когда выпадало время отдыха, они не могли наговориться. Оказалось, что они с полуслова понимают друг друга, живут по одним принципам и мыслят одинаковыми категориями. Им было хорошо рядом.
Понадобилась ли в тот вечер Айше вторая туфля, история умалчивает. Но после гастролей она отменила свадьбу. А он попросил жену о разводе.
После росписи в ЗАГСе был тихий семейный праздник, на котором отец Айше подарил Николаю своё фамильное кольцо.
Ушел, никого не потревожив
Айше, не задумываясь, оставила учёбу в консерватории перед самой защитой диплома, только чтобы не расставаться с любимым. Как выглядел этот поступок со стороны - безрассудно, глупо, непрактично? Влюблённых это мало заботило. Лишь всегда ныло сердце неблагодарной студентки, которая обманула надежды своего профессора. Но красивые люди умеют ценить красоту чужих поступков. И однажды, спустя годы, преподаватель сказал Айше:
Судьба подарила им счастливых 30 лет. Хоть супруги не родили детей, мир, любовь и согласие всегда царили под их кровом. Он никогда не говорил ей о любви, потому что слова были не нужны.
А в 68 лет у Николая Григорьевича обнаружили лейкемию… Но и в больничной палате, почти не поднимаясь с койки, он продолжал быть учтивым, заботливым и благородным. Однажды сидящей рядом Айше, измученной бессонными ночами, он предложил немного поспать. И тихо ушёл...
Он остался в своих милых и дорогих сердцу каждого зрителя образах - сильных, мягких, обаятельных, мудрых. В памяти благодарных поклонников. И в теплой скульптуре шарманщика у киевского театра кукол.
Спасибо за память о замечательном актёре!
Предлагаю познакомиться с текстами о других красивых людях советского кино:
об актрисе-баронессе Римме Марковой,
об актёре святой правды Иване Лапикове,
о вечной любви на грани развода Бориса Токарева.