С предложением на ВЭФ выступил губернатор Кузбасса Сергей Цивилев
Губернатор главного шахтерского региона страны Сергей Цивилев, выступая на Восточном экономическом форуме, предложил забрать у АО РЖД строительство Восточного полигона: сроки строительства постоянно срываются. От этого напрямую зависит экономика Кузбасса. Но не только. Уголь, добытый сибирскими шахтерами, ждут дальневосточные порты – их под него и строили, и продолжают строить. А еще уголь ждет флот, который должен доставить его покупателя в АТР. Подробности в материале Vostok.Today.
Ранее мы писали: Восточный полигон: на поручении президента чиновники готовы поставить крест
Полномочия по строительству Восточного полигона глава Кузбасса просит забрать у структуры РЖД – «РЖД-строй», и передать Минстрою России. По его мнению, это ускорит процесс. РЖД же, как полагает Цивилев, следует оставить функции эксплуатации и ремонта.
У главы шахтерского региона свои резоны, и они более, чем обоснованы.
Хронически недостроенный Восточный
Выступая на ВЭФ, Сергей Цивилев напомнил, что решение о строительстве второго этапа Восточного полигона было принято еще в августе 2018 года – на заседании комиссии по ТЭК.
Комиссия четко обозначила показатели. Не выполнено – ничего. Четыре года объемы вывозки угля на Кузбассе не растут.
«Ни одной тонны за четыре года не приросло», – в сердцах заключил губернатор Кузбасса.
С августа 2018 года обоснованные претензии к работе РЖД по строительству Восточного полигона не раз предъявляла и Счетная палата России. Спустя год после того, как РЖД получили задание о строительстве второй очереди полигона, аудиторы СП РФ обнародовали отчет, в котором черным по белому было написано:
«РЖД срывают сроки инвестпроекта «Развитие БАМа и Транссиба».
Согласно данным аудитора СП РФ Валерия Богомолова, в 2018 году монополист должен был построить 11 разъездов, 78 км дополнительных путей. Но вместо этого построен был всего один объект. Пропускная способность БАМа и Транссиба в итоге не увеличилась. Это, в свою очередь, привело к срыву планов не только добывающей отрасли, но и транспортной – портов Дальнего Востока.
Тогда же, в апреле 2019 года, СП РФ подчеркивала: аналогичные нарушения, срывы сроков отмечаются и в строительстве железнодорожных путей к портам Азово-Черноморского бассейна, по другим проектам в разных регионах страны.
Наступил 2020 год. И в Коммерсанте вышел тревожный материал, в котором говорилось о том, что перечень ускоренных работ по Восточному полигону до сих пор не согласован даже на уровне РЖД! Напомним еще раз: поручение о строительстве второй очереди Восточного полигона монополист получил в середине 2018 года!
Ъ сообщал, что внутри РЖД никак не могут прийти к соглашению различные структуры компании. Отмечалось, что вопрос нужно решать экстренно: расширение мощностей на Дальний Восток России критически опаздывает, что сдерживает развитие экономики государства в целом.
Тогда же отмечалось, что первую очередь модернизации БАМа и Транссиба РЖД должны были сдать в 2017 году, но перенесли на 2020, но и там все весьма туманно.
РЖД президент не указ?
Судя по всему, да, не указ. Выступая на Восточном экономическом форуме, Сергей Цивилев напомнил о поручении президента России Владимира Путина по увеличению вывоза угля в порты Дальнего Востока. Для Кузбасса был разработан специальный план, утвержденный главой государства, согласно которому вывоз каждый год должен был расти на пять млн тонн. Но выполнить поручение президента угольщики не могут – потому, что его не исполняют РЖД.
Между тем, выступая на ВЭФ, Путин еще раз подчеркнул, что перевозки по Восточному полигону «растут и будут расти».
От себя добавим: обязательно будут. Если сроки важнейших для государства, для поворота экономики на Восток, не будут хронически срываться монополистом, руководство которого, судя по всему, плохо понимает «исторический момент», и уровень вызовов, стоящих перед нашей страной. Неповоротливость РЖД не позволяет развиваться целым отраслям экономики. Угля много, цены на него высокие, шахтеры готовы и добывать и продавать. Но не могут – по указанным выше причинам. Если Кузбасс (даже думать о таком страшно) «захлебнется» в не вывезенном угле, встанут порты Дальнего Востока. Это катастрофа – там сотни тысяч рабочих, инженеров, шахтеров, портовиков, моряков. Покупатели в АТР не получат свой уголь и уйдут к другим поставщикам – на радость «дорогим западным партнерам».
У предложения Кузбасса большие шансы
Гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает: требования главы Кузбасса абсолютно обоснованы.
Эксперт отмечает, что вопрос развития железнодорожного сообщения в Сибири и ДФО всегда-то был крайне важен, но сейчас он просто стал одним из самых острых. Поэтому вполне логично выглядит предложение отдать проект тому федеральному министерству, которое справиться со строительством еще одной ветки Транссиба и всеми прочими транспортными задачами.
Восточный полигон явно больше не тянет. Наращивать пропускную способность нужно, как говорится, «еще вчера». Если эту задачу не решить – вместо «поворота на Восток» мы получим бег на месте. Вряд ли это входит в планы руководства страны.
Что развивает Минвостокразвития?
Напомним, в июле текущего года глава Минвостокразвития и Арктики РФ Алексей Чекунков неожиданно для всех вдруг заявил, что «Восточный полигон, сколько его не развивай, с грузопотоком не справится». А потому, по версии Чекункова, конечно, нужно про него забыть и сосредоточиться на Севморпути.
Представляем, как отреагировали на заявление министра в Кузбассе, в портах ДФО… Но, к счастью, президент России придерживается иного мнения.
Министр Чекунков, впрочем, тогда много чего странного сказал. Например, что поворот экономики на Восток пойдет не через ДФО, а через Арктику.
О том же – о «ненужности» Восточного полигона – говорил тогда и помощник президента Игорь Левитин.
На эти заявления дальневосточники и сибиряки резонно возражали:
«А разве хоть один проект развития Восточного полигона реализован?».
Ответа на этот вопрос не последовало.
На Восточном экономическом форуме президент Владимир Путин неоднократно подтвердил важность Восточного полигона – он не менее актуален, чем Северный морской путь.
Читать статью на сайте Vostok.Today
Пожалуйста, не забывайте подписываться на канал Vostok.Today и ставить лайки. Ваши оценки очень важны для нас, именно вы помогаете развитию канала
#экономика #транспорт #логистика #строительство #сибирь #дальнийвосток