Для роста грузопотока по Северному морскому пути нужно ускорить программы создания нового флота и реконструкции портов
В этом году на Камчатке будет завершено два проекта по вводу новых портовых мощностей. После модернизации заработает терминал «Сероглазка». Компания группы «Новатэк» «Арктическая перевалка» завершает строительство в бухте Бечевинская перегрузочного комплекса СПГ. Эти проекты являются частью мероприятий по развитию Северного морского пути (СМП). Подробности — в материале ИА Vostok.Today.
Благодаря реконструкции терминала «Сероглазка» порт сможет обслуживать крупнотоннажные суда международного класса. Эффект даст и проект компании «Арктическая перевалка». В его рамках появится плавучее хранилище газа объемом 360 тысяч кубических метров и две рейдовые стоянки для перегрузки газа «борт в борт».
Создание портов-хабов на обоих концах маршрута и реализация сопутствующих инфраструктурных проектов в этих точках являются важной составляющей проекта СМП. На Камчатке есть возможности для формирования крупного портового комплекса с ориентацией на арктические перевозки.
Требуется ускорение
Проекты развития портовых мощностей идут и в других регионах ДФО. В 2023 году в Приморье будет введен угольный терминал Суходол мощностью 12 млн тонн. Ранее была завершена реконструкция порта Певек на Чукотке. Благодаря приросту мощностей на 0,8 млн тонн грузооборот порта вырос на треть.
Ранее мы писали: На расширение порта «Певек» федеральный бюджет выделяет Чукотке 28 миллиардов
«И тем не менее, темпы реконструкции пока еще отстают от плановых», — считают специалисты ФАНУ «Востокгосплан». Свои аргументы они приводят в докладе.
«Для новой логистики по Северному морскому пути нужны новый флот и новая портовая инфраструктура».
По информации ведомства, в 2021 году портовые мощности должны были вырасти на 40,3 млн тонн, а в итоге прирост составил всего 19,1 млн тонн. По итогам 2022 года динамика тоже не дотянула — мощности выросли на 36,64 млн тонн.
По мнению аналитиков, при таких темпах будет сложно достичь целевых ориентиров грузооборота СМП. Российское правительство, напомним, рассчитывает довести грузооборот по СМП до 36 млн тонн в 2023 году, до 80 млн тонн в 2024 году.
Новый флот для СМП
Сказываются и другие специфичные ограничения. Почти во всех портах Арктики зимой и весной для проводки судов по подходному каналу нужны портовые ледоколы. А их попросту нет.
Эксперты также видят проблемы в недостаточности причальной глубинны.
«Причальные глубины большинства портов Арктики до 9 метров, и они не могут обслуживать суда с дедвейтом более 15 тысяч тонн. При этом наиболее экономически эффективными для Арктики является перевозка грузов судами дедвейтом 100 тысяч тонн и более», — пишут аналитики.
К разряду ограничений авторы доклада относят также недостаточные размеры причалов.
«Для приема судов дедвейтом более 15 тысяч тонн нужны причалы длиной более 200 метров и шириной не менее 30 метров. Сейчас таких всего около 15%», — говорится в докладе.
Необходимо также обратить внимание на грузоподъемность портальных кранов. Особой проработки требует вопрос дефицита площадей для хранения грузов и неудовлетворительное состояние нефтехранилищ.
СМП — один из важнейших проектов страны, поэтому при реализации проекта необходимо учитывать все детали. А для этого потребуется постоянный анализ и корректировка планов развития проекта в меняющихся условиях.
«Нужно анализировать цепочки создания добавленной стоимости, искать баланс между потенциальным спросом и возможностями СМП, искать точки роста производства на базе существующих мощностей и ресурсов», — резюмируют эксперты.
Пожалуйста, не забывайте подписываться на канал Vostok.Today и ставить лайки. Ваши оценки очень важны для нас, именно вы по могаете развитию канала