Найти тему
Vostok Today

Япония остаётся в сахалинских проектах – об этом в очередной раз заявил премьер Кисида

Акцент на сохранении долей в шельфовых проектах может быть связан с опасениями их перехода под контроль Китая

Фото:Википедия. Проект Сахалин-2
Фото:Википедия. Проект Сахалин-2

Страна восходящего солнца не будет консервировать участие в углеводородных проектах Сахалинской области. Подробности — в материале ИА Vostok.Today.

Японские компании продолжат участие в проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Об этом, по сообщениям федеральных СМИ, заявил премьер-министр Японии Фумио Кисида на заседании верхней палаты парламента.

Экономика важнее

Японские компании, напомним, владеют долями в обоих нефтегазовых проектах островного региона. Mitsui и Mitsubishi участвуют в развитии «Сахалин-2». После выхода американской Shell активами месторождений управляет компания Газпрома «Sakhalin Energy».

Почти весь сжиженный природный газ (СПГ), добываемый на месторождениях этого проекта, поставляется японским потребителям. С января этого года Япония начала закупать здесь еще и нефть. В условиях действия потолка цен на нефть, Токио добился для себя исключений из общих правил.

В другом проекте «Сахалин-1» долей владеет японская Sodeco. Она также согласилась продолжить участие в проекте после выхода из него американской ExxonMobil. Этим активом сейчас управляет дочка Роснефти» — «Сахалинморнефтегаз-Шельф».

Свое решение глава японского правительства обосновал растущим спросом со стороны промышленности на СПГ.

Судя по всему, японское правительство находится под давлением двух разных факторов. С одной стороны, Стране восходящего солнца необходимо поддержать свою экономику. С другой, санкционная политика против России требует соблюдения механизма, согласованного со всеми странами G7.

Поэтому японские политики вынуждены постоянно лавировать в публичном пространстве.

«Проекты на Сахалине важны для энергетической безопасности. Но Япония во второй половине 2022 года сократила импорт нефти из России на 90%, а угля — на 60%», — отчитался перед партнёрами по G7 Фумио Кисида во время выступления в верхней палате парламента.

Импорт нефти и угля у Японии более диверсифицирован, а вот СПГ является товаром дефицитным.

И этот дефицит, по оценке экспертов, сохранится до 2026 года. В такой ситуации для Японии слишком рискованно отказаться от энергетического сотрудничества с Россией. Именно это обстоятельство и определяет политическую линию Кисиды.

Ранее мы писали: Сахалинская нефть «поехала» в Японию – ценовой потолок не помеха

Фото: Газпром. Добыча  СПГ
Фото: Газпром. Добыча СПГ

Конкуренция за лидерство

Мало того, проекты в российском островном регионе для Японии имеют принципиальный характер, считает заведующий кафедрой востоковедения МГИМО доктор исторических наук, профессор Дмитрий Стрельцов.

«Япония вложила в эти проекты большие ресурсы. Просто так отказаться от этих достижений не получится, для этого необходима сильная мотивация», — отмечает ученый.

К тому же Сахалин расположен близко к японским берегам и представляет собой гарантированный источник поставок.

По предположению эксперта, частые заявления японской стороны о сохранении участия в сахалинских проектах могут быть связаны еще и с опасениями, что доля компаний Mitsui, Mistubishi и Sodeco перейдет под контроль Китая.

Япония воспринимает Китай в качестве основного конкурента за лидерство в регионе. Поэтому такой сценарий ей категорически не нравится. Для Токио это как красная тряпка для быка», — отмечает эксперт.

И основания для опасений у японской стороны есть. Энергетическое сотрудничество России и Китая углубляется. По итогам прошлого года Россия увеличила экспорт сжиженного природного газа в Китай на 44%. После визита председателя КНР Си Цзиньпина в Россию это сотрудничество выходит за рамки торговых отношений.

Читать статью на Vostok.Today

Пожалуйста, не забывайте подписываться на канал Vostok.Today и ставить лайки. Ваши оценки очень важны для нас, именно вы помогаете развитию канала