Ровно 225 лет назад, 22 октября 1797 года состоялся первый в истории прыжок с парашютом с воздушного шара. Его осуществил французский воздухоплаватель Андре Жак Гарнерен, поднявшийся на воздушном шаре на высоту около одного километра в парке Монсо, в Париже. Смелый испытатель отрезал верёвку, крепящую гондолу к оболочке шара, которая взлетела в воздух. На глазах многотысячной толпы над корзиной раскрылся бескаркасный шёлковый парашют и вся конструкция спустилась на землю. Корзина шара сильно тряслась, вибрировала при спуске и приземлилась с треском, но Гарнерен вышел из неё на радость публики целым и невредимым.
Это событие произошло всего лишь спустя 14 лет после первого полета шара братьев Монгольфье. Андре Жак Гарнерен был учеником теоретика и практика воздухоплавания профессора Жака Шарля, помогавшего братьям Монгольфье в их первых полетах.
Конструкция шёлкового парашюта Гарнерена отличалась от ранних моделей зонтообразных парашютов, на первом из которых совершил прыжок Луис Ленорман еще в декабре 1783 года со здания обсерватории в городе Монпелье.
15 июня 1785 года трагедией закончилась попытка пересечь пролив Ла-Манш для Пилатра де Розье и Пьера Ромена, упавших после возгорания наполненного водородом воздушного шара с высоты 450 метров. Эта первая в мире авиационная катастрофа с человеческими жертвами стимулировала эксперименты испытателей и учёных того времени по разработке парашютной системы, способной спасти жизнь воздухоплавателям и пассажирам.
И вот спустя 12 лет после множества экспериментов с зонтичными системами был произведен первый успешный спуск на бескаркасном шёлковом парашюте диаметром 7 метров, конструкции Гарнерена.
Нужно отметить, что первые полёты на воздушных шарах имели помимо научного ещё и демонстрационно-развлекательный характер. Каждый подъём в воздух сопровождался рекламной кампанией, продажей билетов и широко освещался в прессе.
В 1798 году Гарнерен заявил, что в следующем полёте его будет сопровождать женщина, что стало причиной скандала. В полиции, куда вызвали испытателя, были обеспокоены влиянием, которое окажет прибывание на большой высоте на женский организм. Были возмущены и моралисты, указавшие на недопустимость полёта двух не являющихся мужем и женой взрослых людей разного пола в воздушном шаре.
Однако это была послереволюционная Франция, которая шла наперекор устоям и традициям прошлого. После консультаций с министром внутренних дел Франсуа Летурне было решено, что "видеть мужчину и женщину, забирающихся в корзину воздушного шара, не более скандально. чем видеть их же, запрыгивающих в карету".
8 июля 1798 года в том же парижском парке Монсо состоялся полёт на воздушном шаре Гарнерена в сопровождении некой гражданки Анри – первой пассажирки воздушного судна.
Другая ученица Гарнерена Жанна Женевьева Лаброс, ставшая впоследствии его женой, стала и первой женщиной, поднявшейся на воздушном шаре без пилота-мужчины. Она же была и первой женщиной-парашютистом в истории, спустившейся с парашютом с высоты 900 метров 12 октября 1799 года.
Андре Жак Гарнерен получил звание официального астронавта Франции. Он известен не только первым прыжком с парашютом с летательного аппарата, но и несколькими рекордными для того времени полётами на расстояние. Гарнерен совершил множество демонстрационных полётов не только у себя на родине, но и в Англии, Германии и России (в 1803 году).
Рекомендую к прочтению:
Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.
#парашюты #франция #воздушныешары #воздухоплаватели