Найти в Дзене
ВОЕННЫЙ ОБЗОР🌎

Николаевские судоверфи. Печальный конец знаменитого исполина

Судостроительные предприятия Николаева имели важнейшее значение вначале для Российской империи, затем для Советского Союза. После распада СССР уникальный промышленный комплекс оказался за границей. С 1991 года начался постепенный упадок Николаевских судоверфей.

Летом нынешнего года поставлена точка в славной (позже бесславной) истории. В течение предыдущих 3-х лет продолжалась процедура банкротства.

В итоге «Черноморский судостроительный завод» прекратил окончательно свою деятельность. Распродано имущество по бросовым ценам. Стоимость уникального оборудования немного превысила смехотворных 5 миллионов долларов.

За весь период, начиная XIX столетием, в Николаеве было построено свыше 1000 судов разного класса. Именно здесь проводилось строительство всех советских авианосцев.

-2

Предприятие начало работу осенью 1896 года благодаря иностранным инвесторам. Тут создавались отдельные элементы, в частности, машины, котлы и башни для «Князя Потемкина-Таврического», а позже и других русских броненосцев.

В первые годы ХХ века в Николаеве создавались эсминцы. Специалистами активно осваивались операции, требуемые для создания новейших судов, проходила модернизация оборудования.

До начала Первой мировой войны численность сотрудников предприятия превышала 10 тысяч человек. Активные боевые действия привели к необходимости создания в большом количестве военных судов.

В 1916 году возникла забастовка. В итоге завод простаивал в течение 2-х месяцев. Руководство решило не идти на уступки рабочим. Оно предпочло закрыть предприятие.

-3

Около 6 тысяч сотрудников были призваны в армию, оказались на фронте.

Предприятие пережило две революции, гражданскую войну. Весной 1919 года прошла его национализация. Началось строительство кораблей, требовавшихся Стране Советов.

После очередной модернизации многократно возросли производственные возможности, увеличилось количество классов строившихся судов.

Летом 1941 года удалось провести эвакуацию пребывавших на плаву судов, наиболее ценного оборудования и специалистов. После сражения за Николаев в 1944 году предприятия оказались в разрушенном состоянии. Потребовались годы для восстановления.

-4

В послевоенные годы и до последних дней существования СССР верфи в Николаеве являлись существенным производственным элементом советского судостроения.

В 1991 году никто из сотрудников даже представить не мог, каким бесславным окажется финал.

Что вы думаете по этому поводу? Пишите свои ответы в комментариях.