КСУД - это Контроллер Системы Управления Двигателем. Это очень важная деталь любого современного автомобиля. Расположение КСУД на Весте показано на рисунке:
Рисунок взят из не самой новой документации, поэтому если сегодня что-то изменилось, то просьба поправить меня в комментариях (только вежливо))).
Контроллер получает данные от разнообразных датчиков, анализирует (обрабатывает) эти данные, и на основе этой информации управляет исполнительными устройствами (механизмами).
Таким образом обеспечивается оптимальная работа двигателя при заданном уровне показателей автомобиля. Если какой-то датчик выходит из строя (например, ДДТВ), то контроллер ищет “обходные пути”, чтобы несмотря на это обеспечить оптимальную работу двигателя в новых условиях (при неисправных элементах), насколько это возможно.
Разумеется, существуют элементы, при неисправности которых работа двигателя становится невозможной. Тогда ваша машина просто заглохнет и уже не заведётся. Это большой минус автомобилей с электронным управлением.
На карбюраторных машинах вы так или иначе всё-равно могли завести машину, если её двигатель не развалился на части. В конце концов, если, к примеру, умер бензонасос, вы могли подавать бензин в карбюратор напрямую из бутылки (это не шутка - у меня был такой опыт).
С современными машинами такое не прокатит. Однако хорошая новость в том, что современные машины достаточно надёжны, а элементов, без которых двигатель вообще не заведётся, не так уж и много. Ну и сервис современный, конечно, отличается от того, что было 30, а тем более 50 лет назад. Сегодня вы просто можете вызвать эвакуатор по мобильному телефону.
Контроллер управляет исполнительными механизмами, такими как топливные форсунки, дроссельный патрубок с электроприводом, катушки зажигания, нагреватель датчика кислорода, клапан продувки адсорбера и различными реле.
Контроллер управляет включением и выключением главного реле (реле зажигания), через которое напряжение питания от аккумуляторной батареи поступает на элементы системы. Контроллер включает главное реле при включении зажигания. При выключении зажигания контроллер задерживает выключение главного реле на время, необходимое для подготовки к следующему включению (завершение вычислений, установка дроссельной заслонки в положение, предшествующее запуску двигателя).
КСУД выполняет функцию иммобилизации. Если в результате обмена определяется, что коды некорректны, то блокировка запуска двигателя в КСУД не снимается. Это может быть одной из причин того, что машина не заводится. Про Лады я такого не слышал, но у моей знакомой на Джили как-то слетели настройки иммобилайзера и пришлось вызывать специально обученного человека - машина не хотела заводиться.
Контроллер выполняет также функцию диагностики системы. Он определяет наличие неисправностей элементов системы, включает сигнализатор и сохраняет в своей памяти коды ошибок, обозначающие характер неисправности и помогающие механику осуществить ремонт.
Ну и то, что вы должны знать, если решите тюнинговать свой авто путём перенастройки (перепрошивки) контроллера: в этом случае гарантийные обязательства на ремонт и обслуживание двигателя и системы управления утрачиваются.
И ещё одна памятка из инструкции:
Для предотвращения повреждений контроллера при отсоединении провода от клеммы "минус" аккумуляторной батареи или жгута проводов от контроллера зажигание должно быть выключено.
Ну а вообще об этом можно ещё много чего рассказать. Поэтому к данному вопросу я ещё вернусь. Так что подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить…