Немногие посетители мемориала семьи Ульяновых, что находится на Литераторских мостках Волковского православного кладбища, знают, что совсем рядом - буквально в нескольких метрах от могил матери и сестёр Владимира Ульянова (Ленина) находится место упокоения жены Сергея Мироновича Кирова, ещё одного великого революционера, по популярности в своё время не уступавшему Иосифу Сталину - Марии Маркус-Кировой.
К слову, сохранилось не очень много фотопортретов жены Кирова. Да и вообще, сведений о её жизни совсем мало. Вот её, пожалуй, самый известный портрет - девушка в папахе, черкесске с газырями и с очень выразительными миндалевидными глазами. Так она выглядела в 1924 году, когда жила вместе с мужем в Баку.
Впрочем, он познакомился он с ней задолго до своего переезда на Кавказ - ещё в 1905 году, во время первой русской революции, он побывал здесь и его познакомила со своей младшей сестрой Машей Софья Маркус, которая участвовала в организации демонстраций вместе с Сергеем Костриковым. Сергей понравился Маше, но он вскоре вновь уехал в Сибирь - в свои 19 лет он уже был членом томского комитета РСДРП.
Следующий приезд Кострикова во Владикавказ состоялся через четыре года. Сергей, несмотря на молодость, к своим двадцати пяти годам уже много лет был профессиональным революционером, неоднократно задерживался полицией и даже успел отсидеть полтора года в томской тюрьме за содержание нелегальной типографии. Во Владикавказе он обосновался в 1909 году, работал в газете: писал рецензии на спектакли гастролировавших на Северном Кавказе театров, поднимался на Казбек и Эльбрус, описывая затем в газете свои впечатления от этих путешествий. Кстати, тогда у него был другой псевдоним - он публиковался под фамилией Миронов. А Мария Маркус работала в этой же газете кассиром. Костриков не очень долго ухаживал и практически сразу предложил Маше выйти за него замуж. Но сделать это в те времена было совсем не просто - Мария была иудейкой и веру свою менять не захотела. Впрочем, это стало преградой лишь для официального церковного брака - с 1911 года они стали жить вместе. Тогда это называлось гражданским браком. Но продолжалось их семейная жизнь сначала не очень долго - Сергея в августе того же года арестовали и этапировали снова в Томск опять же по делу о подпольной типографии. Но через семь месяцев суд вынес ему на сей раз оправдательный приговор - главный свидетель обвинения, бывший пристав, не признал в нём того же самого человека, которого он арестовывал за пять лет до этого. И Сергей в апреле 1912 года вернулся во Владикавказ.
Сразу после возвращения из Сибири Сергей Костриков стал Сергеем Кировым. И именно под этим именем он и вошёл в советскую историю. Как рассказывал осетинский писатель и революционер Дзахо Катуев, Сергей просто не хотел больше публиковаться под старым псевдонимом и новый ему придумывали всей редакцией:
– Перцов!.. Капустин!.. Ракитников!..
И еще и еще... Но Мироныч каждый раз отрицательно качал
головой.
– Не годится...
– Да посмотрите в календарь, Николай Петрович… А то живот
болит от ваших овощных фамилий, – остановился на мгновенье Солодов.
– В самом деле! – И Розанов побежал в контору. Он возвращался,
уже перелистывая снятый со стены календарь, и читал:
– Полиевкт, Евтихий, Пелагея, Агапит, Софроний.
Мироныч улыбался.
– Нет, нет.
– Николай, Ольга, Мария, Кир.
– Кир! – опять остановился Солодов. – Кир!.. Киров! – это
замечательно.
– Величайший полководец в подполье! – улыбнулся Мироныч.
До того как возглавить партийную организацию Ленинграда, Киров успел побывать членом Терского областного совета, председателем временного революционного комитета в Астрахани, полпредом Советской России в Грузии, первым секретарём ЦК компартии Азербайджана. И, разумеется, везде с ним была и верная соратница и жена Мария. А восьмого января 1926 года Кирова избрали первым секретарём Ленинградского губернского комитета (обкома) и горкома партии и Северо-Западного бюро ЦК ВКП(б).
По некоторым сведениям, у Сергея Кирова ещё в 1921 году родилась дочь. По меньшей мере, по утверждениям Евгении Костриковой, она таковой являлась. И когда Киров переезжал из Баку в Ленинград, Мария согласилась поехать вместе с ним лишь если тот определит Евгению в детский дом-интернат. Так оно или нет, сейчас сложно сказать. Но Евгения Сергеевна Кострикова действительно жила в детском доме "специального назначения". Затем училась в МВТУ имени Баумана, дружила с братьями Микоянами, Тимуром Фрунзе, Рубеном Ибаррури. Она участвовала в Великой Отечественной войне в качестве командира танка Т-34 5-го гвардейского механизированного корпуса.
Мария не получила в детстве образования. Ей удалось окончить лишь два класса немецкой школы во Владикавказе, а потом пришлось работать продавщицей в шляпном магазине Гешлина. В Ленинграде Мария Маркус-Кирова занялась...перевоспитанием проституток. Она стала заведовать лечебно-трудовым профилакторием на Большой Подьяческой, дом 30, открытый специально для малолетних "падших женщин". Кстати, сейчас здесь находится Клиническая ревматологическая больница № 25, известная, пожалуй, всем петербуржцам, имеющим проблемы с суставами.
У Марии уже был небольшой опыт работы с "трудными подростками", когда она жила вместе с мужем в Баку. Правда, опыт этот никак не мог заменить специального педагогического образования, а Мария хотела, чтобы в профилактории "контингент" не только лечили от венерических заболеваний, но и перевоспитывали. И главной целью видела процесс перековки бывших "жриц любви" в активных коммунисток. Правда, ей это не удалось, зато в результате фактически развалилась работа этого профилактория. Причём, сама Мария Львовна в нём практически дневала и ночевала - Кирову, возвращаясь из Смольного, приходилось увозить её с работы практически силком. Очевидно, тогда она основательно подорвала своё и без того не очень крепкое здоровье.
А здоровье у Марии серьёзно ухудшилось практически сразу после переезда из солнечного Баку. Видимо, климат Северной столицы был совершенно не пригоден для неё. Да ещё и постоянные слухи о связях мужа на стороне её здоровье тоже не укрепляли. И в 1930-м году она ушла из профилактория и больше нигде не работала. Кстати, после её ухода профилакторий был переведён из Ленинграда в область - за 240 километров от города и превращён фактически в колонию. По слухам, главную роль в этом сыграла именно Мария Львовна. Большую часть своего времени после ухода из ЛТП она проводила в санаториях и на даче. С Кировым они порой жили в разных квартирах. Она страдала от бессонницы, постоянной головной боли, нарушений гормональной системы - очевидно, у неё развивался рассеянный склероз. С ней стала постоянно жить её сестра Рахиль, медик по образованию. После смерти Кирова с ней стала жить и Софья. А в 1933-м Марию разбил паралич. Она почти не говорила, плохо двигалась.
А после того, как в декабре 1934 года был убит Сергей Киров, ей была оставлена квартира в доме на улице Красных Зорь, переименованной в Кировский проспект. Также в пользование ей были выделены автомобиль "Бьюик" и дача на Карельском перешейке. Она находилась на полном гособеспечении - за всё платил Ленсовет. Маленький штришок - у неё был постоянный билет во все театры Ленинграда.
Мария Маркус-Кирова скончалась в 1945 году. Официальной причиной смерти была названа "двухсторонняя лёгочная очаговая бронхопневмония". В городской больнице имени Свердлова ("Свердловка"), где наблюдалась и лечилась вся ленинградская номенклатура (ныне клиническая больница № 31), лечебная карта вдовы Сергея Мироновича Кирова была уничтожена. По настоянию Софьи, Марию Маркус похоронили на престижном месте Литераторских мостков - в непосредственной близости от семьи Ленина.
На кладбищах Петербурга похоронено много наших выдающихся соотечественников. Это актёры, музыканты, писатели, режиссёры, композиторы, художники...
На Южном кладбище похоронены актёры Алексей Смирнов - механик Макарыч из фильма "В бой идут одни "старики"", Николай Годовиков - Петруха из "Белого солнца пустыни" и выдающийся бард Юрий Кукин - автор бессмертного "А я еду за туманом", лучший барабанщик Ленинградского рок-клуба Александр Кондрашкин.
На Литераторских мостках Волковского православного кладбища упокоились выдающиеся советские и российские актёры: Николай Симонов, Бруно Фрейндлих, незабываемый Холстомер - Евгений Лебедев, Василий Меркурьев, Николай Трофимов, Владислав Стржельчик, командир счастливой "Щуки" Пётр Вельяминов, незабвенный Хоботов - Анатолий Равикович, Андрей и Юрий Толубеевы, Ефим Копелян, Людмила Макарова, Александр Борисов - Кошачий Барин из фильма "Верные друзья", Нина Мамаева, Иван Дмитриев, поэтесса, голос блокадного Ленинграда Ольга Берггольц, поэт Александр Блок, композиторы Андрей Петров, Исаак Шварц, оперная певица Галина Ковалёва, певцы Николай Охотников, Борис Штоколов, пианист и шахматный гроссмейстер Марк Тайманов, балерина Алла Шелест, дирижёр Мариинского театра Виктор Федотов, поэт Всеволод Рождественский, режиссёр Рубен Агамирзян, кинорежиссёр, основатель "ленинградской школы кино" Григорий Козинцев. Здесь же похоронены мать и сёстры Владимира Ульянова (Ленина) - Мария Александровна, Ольга и Анна.
На кладбище в поселке Комарово похоронены актёры Аркадий Шалолашвили, Андрей Краско, Алексей Девотченко, Никита Михайловский - Ромка из "Вам и не снилось", мама Ивана Урганта Валерия Киселёва, дядя Михаила Боярского артист Николай Боярский, Аркадий Шалолашвили, композиторы Вениамин Баснер, Виктор Резников, Олег Каравайчук, Сергей Курёхин, писатели Виктор Голявкин, Вера Панова, Тамара Петкевич, Даниил Гранин, фантаст Иван Ефремов, великая Анна Ахматова, драматург и сценарист Александр Володин, кинорежиссёры Иосиф Хейфиц, Виктор Аристов, художник-постановщик Семён Мандель, популярная эстрадная певица Мария Пахоменко, основательница группы "Atlantida Project" певица Саша Соколова, нобелевский лауреат Жорес Алфёров, академик Наталья Бехтерева, продюсер, придумавший "Ментов", Александр Капица, театровед и писатель Евгений Калмановский, балерина Инна Зубковская, театральный режиссёр Арсений Сагальчик.
На Смоленском кладбище лежат актрисы Анна Самохина, Светлана Карпинская, режиссёры Алексей Балабанов, Валерий Огородников, актёр Виктор Костецкий, эстрадные исполнители Людмила Сенчина, Бен Бенцианов и Эдуард Хиль, актёр Станислав Ландграф, писатель-маринист Виктор Конецкий, основоположник российского футбола Георгий Дюперрон.
Серафимовское кладбище стало последним пристанищем для актёров Игоря Дмитриева, Михаила Светина, Павла и Петра Кадочниковых, Александра Демьяненко, Гликерии Богдановой-Чесноковой, Александра Хочинского, Николая Крюкова, Виктора Смирнова, Константина Адашевского, Антонины Шурановой, Валерия Матвеева, Ольги Лебзак, Валентины Кибардиной. Здесь же лежат великий русский художник Павел Филонов, многолетний настоятель храма Серафима Саровского отец Василий Ермаков, родители нынешнего президента России Владимира Путина. На этом кладбище похоронены кумир питерских футбольных болельщиков Владимир Казачёнок, выдающийся нападающий Лев Бурчалкин, один из лучших советских инсайдов Евгений Елисеев, легендарный игрок сборной СССР по хоккею Геннадий Цыганков, первый российский олимпийский чемпион Николай Панин-Коломенкин, спортивный комментатор Виктор Набутов, один из лучших артистов советского балета Юрий Соловьёв.
На Большеохтинском упокоилась клоунесса Ирина Асмус - Ириска из "АБВГДейки", основатель группы "Алиса" Святослав Задерий, писатель, автор "Республики ШКИД" Леонид Пантелеев, актёр и режиссёр Игорь Владимиров.
А на Северном кладбище Санкт-Петербурга похоронены Павел Луспекаев - таможенник Верещагин из "Белого солнца пустыни" и Сергей Филиппов - незабываемый Киса Воробьянинов из "Двенадцати стульев", великий баскетбольный тренер Владимир Кондрашин и баскетболист Александр Белов, принесший Советскому Союзу первое олимпийское золото в этом виде спорта.
Киновеевское кладбище стало последним домом для актёра Александра Кавалерова.
На Богословском лежат актёры Кирилл Лавров, Роман Громадский, актриса, жена писателя и поэта Анатолия Мариенгофа Анна Никритина, драматург-сказочник Евгений Шварц, режиссёр Александр Рогожкин, поэт Глеб Горбовский. Здесь же похоронены лидер группы "Кино" Виктор Цой и его жена Марьяна, рок-музыканты Наталья Пивоварова ("Колибри"), Сергей Богаев ("Облачный край"), Михаил Горшенёв "Горшок" ("Король и шут"), Александр Аксёнов "Рикошет" ("Объект насмешек"), великий дирижёр Евгений Мравинский, умершая совсем молодой певица Лидия Клемент, знаменитый пародист Виктор Чистяков, писатель Виталий Бианки, талантливейший хоккейный вратарь Евгений Белошейкин, герой Советского Союза, личный враг Адольфа Гитлера Александр Маринеско, двукратная олимпийская чемпионка Елена Шушунова.
На кладбище Памяти жертв 9-го января похоронили актрису Галину Короткевич, умершую за две недели до своего столетия.
На Волковском православном кладбище нашли своё упокоение режиссёр Борис Понизовский, поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева, основатель группы "Зоопарк" Майк Науменко, флейтист группы "Аквариум" Андрей "Дюша" Романов, аккордеонист этой же группы Сергей Щураков, жена рок-музыканта Юрия Шевчука Эльмира, актёры Сергей Бехтерев, Василий Корзун, Дмитрий Барков, Станислав Соколов.
На Казанском кладбище в Пушкине похоронили актёра Илью Олейникова, писателя-фантаста Александра Беляева, писательницу Ольгу Форш.
На Шуваловском кладбище похоронен выдающийся писатель-постмодернист Андрей Битов.
На Новодевичьем лежат актёр Александр Анисимов, художник Михаил Врубель, родители жены Ленина Надежды Константиновны Крупской - Константин Игнатьевич и Елизавета Васильевна.
На кладбище в Зеленогорске был захоронен прах популярного певца Сергея Захарова.
На кладбище Крематория похоронили Короля подпольной песни СССР Аркадия Северного.
На Никольском кладбище Александро-Невской лавры упокоился художник и скульптор Михаил Микешин - автор памятника "Тысячелетие России" и многих других работ. Здесь же похоронен сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва историк, философ и поэт Лев Гумилёв, выдающаяся эстрадная певица Анастасия Вяльцева, бывший первый вице-премьер, которого прочили в президенты после Ельцина - Николай Аксёненко, один из первых российских лётчиков-испытателей Сергей Уточкин, депутат Госдумы России Галина Старовойтова, первый мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, выдающийся хирург Фёдор Углов.
К слову, все имена, выделенные цветом, - это активные ссылки, и вы можете перейти по ним, если будет интересно прочитать об этих великих людях.
Многие подписчики пишут мне в комментариях, что материала на канале уже хватает на хорошую книгу о великих петербуржцах, что можно даже что-то вроде справочника-путеводителя по питерским кладбищам издать. Но удовольствие это не из дешёвых, в одиночку я просто не потяну. Поэтому решил провести такой вот эксперимент - попытаюсь собрать деньги на издание такой книги.
Если это действительно востребовано, то мы вместе её сможем напечатать. Буду благодарен за любую обратную связь.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.