В 1944 году советские войска освободили от гитлеровских оккупантов Литву. Но местное антисоветское вооружённое подполье, ныне романтично называемое «лесными братьями», искоренять пришлось ещё 10 лет. Радикальный план Берии по борьбе с литовскими партизанами не был поддержан. Вместо этого, работали осторожно, стараясь не допустить жертв среди мирного населения. Поэтому борьба и затянулась.
«Лесные братья» – название условное. Многие участники антисоветского подполья жили ни в каком не лесу, а в городах – на нелегальном положении или под чужими фамилиями. Получали финансирование от американских и британских спецслужб. Проворачивали дела вместе с представителями криминального мира и коррумпированного начальства.
Пресекать подобные случаи возникновения «местной мафии» и «круговой поруки» было поручено представителю Москвы, в то время 42-летнему Михаилу Андреевичу Суслову. 14 ноября 1944 года он был назначен на должность председателя Бюро ЦК ВКП(б) по Литовской ССР с чрезвычайными полномочиями в работе по ликвидации последствий войны и борьбы с антисоветским подпольем.
Для него была выделена квартира. Но она была пустой, без мебели. первый секретарь ЦК Коммунистической партии Литвы Антанас Снечкус распорядился обставить квартиру для представителя Москвы
Как это часто бывает, перестарались. После бегства приспешников оккупантов в республике оставалось некоторое количество брошенных хозяевами квартир и домов. В них и поискали мебель для служебной квартиры Михаила Суслова, выбирая лучшую – чуть ли не из красного дерева.
Сам Михаил Суслов был родом из простых крестьян, и, выбившись на вершину партийного Олимпа, оставался человеком достаточно умеренным в своих потребностях, не падким на богатство.
Но в Москву полетели доносы и жалобы: на то, что присланный из Москвы борец с преступностью – занимается мародёрством. Устроил из служебной квартиры барские хоромы. Подобных анонимных «сигналов» набралось на целую папку.
Дело дошло до Сталина, и Суслов со Снечкусом были вызваны «на ковёр». Разговор был крайне неприятным. Михаил Андреевич и Антанас Юозович всё отрицали, но Сталин настаивал: дыма без огня не бывает. Как и почему вы допустили, что имя компартии полощут теперь на каждом углу? И это в только что освобождённой республике. В которой и так очень неоднозначное отношение населения к советской власти.
Как известно, мародёров в СССР 40–50х годов наказывали, невзирая на должности, заслуги и титулы. Когда в «трофейном деле» оказались замешанными знаменитая певица Лидия Русланова со своим мужем генералом Телегиным, а также сам маршал Жуков – наказали и их.
Антанас Снечкус, оправдывая Суслова, взял всё на себя:
«Товарищ Сталин, мы с Вами хорошо знаем, что такое спать на холодных тюремных камнях, так что, это я хотел своего товарища по партии поселить в хороших условиях. Вся мебель действительно была взята в брошенных пустых домах. Суслов здесь ни при чём, сам он ничего не брал, наказывайте меня».
Снечкус говорил правду: в 1930-1933 и 1939-1940 гг. он сидел в буржуазной Литве в тюрьме – как коммунист, член РКП(б) с 1920 года, за «антигосударственную деятельность». А в годы Великой Отечественной – возглавил партизанское движение в республике.
Сталин на это ответил в том духе, что плох тот начальник, на которого не жалуются. Значит не работает, всем хочет быть мил. Но жалобы должны по делу быть. А не о разных глупостях и мародёрстве. Отправил Суслова и Снечкуса назад в Литву. Однако в квартиру рекомендовал вселиться попроще. Эта рекомендация, естественно, была выполнена, а «слишком роскошную для служебной квартиры коммуниста» мебель демонстративно передали в организуемый новый Дом пионеров.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграм. Пишите своё мнение!
Как вы считаете, были ли жалобы на Суслова обоснованы?