Голливуд всегда был фабрикой не только грёз, но и пропаганды. Какой приговор выносят американские фильмы постсоветскому пространству?
Голливуд как самая мощная "фабрика грёз" на планете превратила свои фильмы в инструмент пропаганды как "позитивной" (Америка - лучшая страна в мире!), так и "негативной" (все, кто не согласен с Америкой - либо злодеи, либо отсталые).
В отношении исторической России (а в восприятии Запада бывшие советские республики остаются "русскими") голливудская пропаганда построена как многослойная конструкция. Верхний, очевидный слой - русские плохие потому, что они русские. Но есть и другие слои, слегка замаскированные и рассчитанные на более сложного зрителя.
Рассмотрим несколько примеров, связанных не только с Россией, но и с постсоветским пространством.
Одна из серий первого сезона британского сериала "Шерлок" (2010) начинается со сцены в минской тюрьме. Сюда прибыл знаменитый английский сыщик Шерлок Холмс (сериал переносит приключения Холмса и Ватсона в XXI век), чтобы найти сложное дело, достойное своих гениальных способностей. Однако по поведению и словам заключённого, приговорённого к смертной казни, Шерлок понимает, что арестованный виновен, здесь делать нечего.
Посыл авторов сериала очевиден: Беларусь - это мрачное место, фактически одна большая тюрьма, недалёкое население которой не желает присоединяться к "светлым идеалам демократии" то ли из-за глупости, то ли из-за страха наказания.
Другой вариант - боевик "Бросок кобры" (2009), представляющий собой сценаристские фантазии на основе популярной в США серии игрушечных солдатиков. Здесь фигурирует Киргизия, причём эта страна едва ли не впервые попала в сюжет и диалоги голливудского проекта. Это, кстати, стало поводом для восторгов среди киргизских блогеров - вот, мол, нас наконец-то заметили в Голливуде, о нас узнают, о нас заговорят…
На самом деле поводов для восторгов и гордости нет: в фильме Киргизия - это лишь территория, где расположен завод по изготовлению нового оружия массового поражения, способного привести к очередному "концу света". Эмоциональная подача также однозначная: Киргизия - полудикое место с полудикими "аборигенами", которое пригодно лишь для размещения смертельно опасных производств. Если там всё взорвётся, то ничего страшного - это же не "цивилизованный мир".
Такая же логика действовала в умах американских продюсеров и в отношении России даже до 2014 года, когда русские хотя бы на словах были для Запада "партнёрами". Шпионский боевик "Протокол Фантом" (2011), четвёртая часть франшизы "Миссия невыполнима". Суперагент Итан Хант прибывает в Москву для выполнения очередного задания. В ходе задания "нечаянно" оказывается взорван Московский Кремль, несколько тысяч человек гибнут.
То есть Россия это место на карте, где ничего не жалко. Московский Кремль, который старше страны США минимум в два раза, можно спокойно ровнять с землёй. А тысячи погибших русских - это лишь сюжетный фон, они не достойны даже слезинки главных героев.
Всё русское (оно же постсоветское в разных вариантах) для массового американского сознания - это дикое пространство с диким населением. И туземцев можно либо "спасать" от их дикой жизни с помощью американского оружия и "ценностей", либо уничтожать как непригодных к исправлению. Заметьте - с помощью тех же средств, оружия и "западных ценностей".
Чтобы оперативно получать новости, подписывайтесь на наш канал в Телеграме: @tsargradtv