Зерновую сделку взорвали и утопили? В свете последних событий на Каховской ГЭС и в Харьковской области Россия отказывается от жестов доброй воли - других вариантов просто нет.
Для патриотической общественности России словосочетание "зерновая сделка" стала напоминанием об угрозе заключения "позорного мира" с Западом. В чём заключается подлинное значение международного соглашения, в котором Москва на первый взгляд выглядит проигравшей стороной, и каковы его реальные перспективы с учётом последних событий в зоне проведения СВО?
Как всё начиналось и о чём договорились
В специальной статье политический обозреватель Царьграда Андрей Перла напомнил предысторию этой мудрёной внешнеполитической комбинации. Итак, в рамках зерновой сделки Россия не препятствует вывозить зерно (только и именно зерно, а не всё подряд) из украинских портов Одессы, Николаева и Ольвии. Официально продовольствие предназначено для борьбы с голодом в беднейших странах Африки. Со своей стороны Запад обязуется не поставлять по открытому "зерновому коридору" в Чёрном море оружие на Украину и не препятствовать экспорту сельхозпродукции из России.
В данном случае речь идёт не столько о зерне (его наша страна спокойно может вывозить через собственные порты), а о поставках удобрений в Европу. Говоря конкретнее - о бесперебойной работе аммиакопровода Тольятти - Одесса. Данный объект инфраструктуры был построен в конце 1970-х. По аммиакопроводу ежегодно перекачивали порядка 2,5 миллиона тонн сырья. Транзит остановили 24 февраля 2022 года из-за обострения украинского конфликта.
Почему зерновая сделка невыгодна России
Последнее на данный момент продление зерновой сделки датировано 18 мая. Большинство экспертов указывали: одним из важнейших факторов данного решения была заинтересованность Москвы в победе Эрдогана на президентских выборах в Турции. У Эрдогана не так уж много экономических успехов и роль посредника между экспортёрами зерна и остальным миром была одним из них.
Однако весной текущего года стало очевидно: зерновая сделка вызывает растущее недовольство патриотической общественности в России. Слишком очевидны были "убытки" для нашей страны от этого соглашения: Запад нагло не исполнял условия сделки по русскому экспорту и не собирался этого делать.
Вдобавок стало понятно, что Европе от сделки тоже не слишком хорошо. Дешёвое украинское зерно поставило европейских фермеров на грань разорения: продавать зерно дороже украинского они не могут, а всё остальное, кроме зерна, в Европе страшно подорожало. Сельское хозяйство в ЕС окончательно стало невыгодно.
Утонувшие и взорванные соглашения
Окончательно же подорвали - причём в буквальном смысле слова - даже теоретические мотивы России участвовать в зерновой сделке два события последних дней.
Взрыв плотины Каховской ГЭС создал угрозу сельскому хозяйству в Херсонской, Запорожской областях и в Крыму. Минсельхоз с учётом новых территорий планировал валовый сбор зерна на уровне 123 миллионов тонн, из которых 46 миллионов тонн на экспорт. Возникает вопрос - зачем в таких условиях помогать экспорту врага?
А вечером 5 июня в районе села Масютовка Харьковской области был взорван тот самый аммиакопровод Тольятти - Одесса, беспрепятственная работа которого и была одним из принципиальных условий зерновой сделки со стороны Кремля. Тут же последовало заявления из уст замглавы МИД России Михаила Галузина:
Фактор подрыва аммиакопровода Тольятти - Одесса, который был совершён в Харьковской области, будет учитываться в дальнейших контактах по зерновой сделке.
Более жёсткая оценка последствий диверсии в Харьковской области для судьбы зернового соглашения прозвучала от посла России в Турции Алексея Ерхова:
Россия продолжает консультации с ООН по зерновой сделке, но никаких условий для её продления нет.
Чем всё должно закончиться
В этой ситуации, когда нет никаких объективных причин для продолжения участия Москвы в зерновых соглашениях, настораживают сообщения о неких дипломатических переговорах в Женеве об их перспективах. Андрей Перла напоминает о новых обстоятельствах, в силу которых зерновая сделка должна стать частью истории:
Есть время совершать "жесты доброй воли" и время отказываться идти на поводу у врага, даже если враг говорит что-то правильное и приятное. До сегодняшнего дня можно было говорить, что Россия, схитрив, получила от зерновой сделки неочевидную, но большую выгоду. Но сегодня, когда наши бойцы насмерть встали против вражеского контрнаступления, эти теневые выгоды не могут быть оправданием "мирным инициативам".