Вопрос не в том, что кто-то в каком-то клубе нанёс "пощёчину" общественному вкусу. Вопрос в том, что эти люди даже не понимают, что противопоставляют себя русскому народу.
АНДРЕЕВ МАРК
Кто из нас нормальный?
Что бы ни случалось с русским общественным мнением, можно быть уверенным, что великая русская литература уже нашла ответы на актуальные вопросы – нужно только не лениться их искать. Вот, к примеру, нашумевшая "голая вечеринка" Ивлеевой, о которой Россия будет вспоминать ещё очень долго. А вот ответы на главные вопросы, которые мы задаём друг другу и государству по поводу этой вечеринки. Вот "Братья Карамазовы" Федора Михайловича Достоевского:
Красота – это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая... Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей.
Вот его же "Бесы":
Вы потеряли различие зла и добра, потому что перестали свой народ узнавать.
Понятно, почему звучит актуально, правда ведь? Люди, которые собрались на эту якобы закрытую "вечеринку", по профессии – производители красоты, если можно так выразится. Певцы и музыканты. Поэты даже. Артистическая элита (потому что элита – это ведь те, кому больше всех платят в профессии, не так ли?). И именно эти люди потеряли или, вероятно, никогда не имели понятия, что же такое красота. Именно эти люди – а среди них есть и "народные артисты" – "перестали узнавать свой народ". В том смысле, что не понимают, что важно для народа, а что – нет, что народ считает красивым, а что – нет.
Фото с "вечеринки" ведь не папарацци распространяли. Участники искренне считали, что их поклонникам есть чем восхищаться на этих фото – видимо, красотой, смелостью самовыражения и т. п. И столь же искреннее недоумевают теперь: что же людям не нравится?
Это их недоумение как раз и должно быть предметом для анализа. Потому что на самом деле "вечеринка" поставила перед Россией очень важный и совсем не локальный вопрос: что такое норма? Кто нормальный? Какое поведение соответствует норме, а какое наказуемо?
За почти два года СВО у Собчак, Киркорова и прочих "лолит" ни разу не возникала мысль, что они ведут себя как-то не так. А теперь постепенно им становится страшно: кажется, сделали что-то не то. Спешат извиняться: мы ничего плохого не хотели.
Но характерно, что до сих пор не понимают, за что им следовало бы извиняться.
Тот же Киркоров в разговоре с пресс-секретарём президента сообщил: "Когда я увидел это! Я сказал: Катя, бекстейдж" – то есть буквально почти сразу развернулся и ушёл. Потому что то, что он увидел, ему не понравилось.
Киркоров не единственный из участников вечеринки, кто счёл необходимым высказаться. Та же Ивлеева, та же Милявская, возможно, ещё кто-то на свой лад извинялись. Даже было сказано, что доход от вечеринки отправится на благотворительность.
Вот только извинялись – не за то. Дело-то не в том, как именно выглядело то, что творилось на вечеринке. Дело в том, что участники её искренне считают, что нормально жить так, как будто никакой войны нет. Нормально ждать "возвращения нормальности" и "восстановления отношений с Западом".
С точки зрения небожителей
"Вечеринка" стала показательной: некий довольно обширный слой богатых и знаменитых людей не считает, что те, кто воюет за Родину и они – один народ. Что именно за это мы им и предъявляем претензии, а вовсе не за "пощёчину общественному вкусу".
"Перестали свой народ узнавать" – это началось не вчера и не в связи с СВО. В связи с СВО это просто оказалось (возьмём ещё одну классическую цитату, теперь из Стругацких) "явственно, как на дисплее". Но на самом деле отношение к народу проявляется ведь не только в самых важных и принципиальных вопросах – так просто не бывает.
Вот тот же самый Филип Киркоров, который вроде бы развернулся и ушёл с нехорошей вечеринки, в центре другого скандала: на одном из своих концертов он столкнул с высоты (со сцены) человека. Вместо того чтобы вежливо попросить подвинуться, Филипп,"на видео видно", просто толкнул "холопа", и тот полетел вниз. Теперь, как говорит источник Царьграда в правоохранительных органах, речь идёт о возбуждении уголовного дела по статье "умышленное причинение вреда здоровью". Опубликовано видео – значит, будет официальная реакция звезды, не исключено, что снова дойдет до извинений.
Вот та же самая Ивлеева, которая, по её собственным словам, задолго до скандальной вечеринки занималась тем, что предлагала опубликовать в "Плейбое" сто голых русских женщин. Она говорит это, совершенно очевидно, не понимая, какое своими словами производит впечатление.
Это ведь, на самом деле, проявление всё той же, одной и той же проблемы: оказавшись на вершине некоей ложной иерархии, "звёзды" полагают себя небожителями, на которых не распространяются никакие или почти никакие нормы, которым вынуждены подчиняться все прочие. Какие именно нормы попираются в каждом данном случае – это вопрос, получается, уже вторичный. Нормы морали, нормы приличия, нормы патриотизма, нормы закона...
Так что вопрос не в голых телесах. Вопрос гораздо серьёзнее. Теперь мы стоим на развилке. Или Россия заставит "лолит" быть со своим народом во всех смыслах, либо – убраться в эмиграцию. Или они и дальше изнутри будут разлагать и подтачивать Россию, показывая, до какой степени к ним не относятся никакие нормы.
Что с того
И последнее про "вечеринку". Не потому последнее, что самое важное, а потому, что тоже литературное.
За образец организаторам следовало бы взять булгаковский бал. Интересный тем, что женщины там были голые, разве только в туфельках и в перьях на головах. А мужчины во фраках, то есть полностью одетые для бала.
Вот это был бы настоящий бал у сатаны. Эстетически неуязвимый. А также гендерно справедливый в том смысле, что хотя бы социальные роли представителей различных полов... Но сего не кончаем, как писал первый из отечественных писателей-либералов товарищ Радищев.
_____________________________
Подпишитесь на наш канал, поставьте лайк и напишите комментарий, это поможет донести информацию до большего количества людей.