Зерновая сделка будет продлена на новые 60 дней, говорит источник. Возможно, в последний раз. Но зачем продлять сделку, если обязательства перед Россией никто не собирается выполнять? Скрытый смысл русской щедрости – в этом материале Царьграда.
Уж сколько раз твердили миру, что зерновая сделка никакой выгоды России не приносит, а приносит один позор, но всё не впрок. Согласно сообщению ТАСС (то есть такому сообщению, которому принято верить), 10 и 11 мая в Анкаре, столице Турции, проходили очередные непубличные переговоры о продлении зерновой сделки. Промежуточным итогом этих переговоров стало пока никем официально не подтвержденное решение.
Сделка будет продлена на два месяца, скорее всего,
– говорит источник информационного агентства.
Условия жесткие, но "обходимые"
Другие источники указывают, что Россия выставила некоторые важные условия для продления договорённостей. Среди них якобы возвращение Россельхозбанка в систему международных платежей SWIFT и восстановление поставок аммиака по трубопроводу Тольятти – Одесса. Условия понятные, потенциально действительно важные для сельского хозяйства России. Проблема только в том, что важные условия Россия выставляла и раньше – и получала согласие "уважаемых партнёров". Однако в дальнейшем Россия свою часть обязательств выполняла, а вот партнёры почему-то не отвечали взаимностью.
Стоит напомнить, когда и с чего всё начиналось. "Черноморская зерновая инициатива" появилась в июле 2022 года. Смысл её был в том, что Россия не препятствует экспорту зерна с Украины через грузовые порты. Прежде всего, через порт Одессы. ООН в лице генерального секретаря этой организации Антониу Гутерриша заверяла, что смысл сделки в том, чтобы обеспечить зерном беднейшие страны Африки и таким образом избежать роста цен на хлеб и голода. Россия, разрешая вывоз украинского зерна, оговаривала: во-первых, под прикрытием сделки на Украину морским путём не должно поставляться оружие, во-вторых, должен быть разблокирован сельскохозяйственный экспорт из России, прежде всего – экспорт удобрений. Если по первому пункту можно при желании говорить о сомнениях в честности европейских партнёров (хотя, вообще-то, некрасиво подозревать, когда вполне уверен), то по второму пункту Россия получила со стороны Гутерриша много обещаний и заверений в том, что он очень старается – но ничего, кроме этого.
Сделка, следовательно, должна была бы быть разорвана, но этого не происходило. Напротив, Россия согласилась на её продление сначала в конце осени 2022 года, а затем в марте 2023-го ещё на 60 дней. В чём же было дело?
Зерновая мина под экономикой Европы
Царьград возвращался к этому вопросу неоднократно. По-видимому, резонов делать грозные заявления, а потом соглашаться на сделку, было два. Оба – по ведомству "скрытых смыслов". Первый стал из скрытого явным во второй половине апреля, когда Польша, Венгрия, а затем Болгария объявили о запрете импорта украинского зерна. Потому что это зерно, принося Украине не такие уж большие по меркам европейской экономики деньги, успешно убивало сельское хозяйство всего "восточного фланга" Евросоюза и НАТО. Украинское зерно должно было отправиться в беднейшие страны, но жадность европейцев такова, что больше половины осталось в Европе. Цены на зерно не выросли. Но выросли на всё остальное. Иначе и быть не могло – ведь экспорт нефти и газа из России постарались перекрыть. Несложно догадаться, что из-за этого пострадали фермеры, которые выращивали и продавали зерно в самой Европе.
Украинское зерно, по сути, сломало ЕС и европейское разделение труда, которое заключалась в том, что на востоке Евросоюза традиционно выращивали зерновые культуры, а на западе их скармливали животным,
– такой комментарий дал тогда экономист Иван Лизан.
Ущерб экономике Европы оказался большим, чем мог бы быть без зерновой сделки. Россия могла потирать руки: результат зерновой сделки вполне тянет на хорошую эффективную диверсию, причём обвинить Россию в этой диверсии невозможно. Сами себя обслужили европейские белые господа.
Достаточно ли этого резона для того, чтобы продлевать сделку ещё на 60 дней? Вопрос как минимум спорный, потому что скрытый смысл каждому не разъяснишь, а ущерб имиджу державы налицо. Но налицо и второй резон.
Очень важный "султан"
О том, что главным выгодополучателем "Черноморской зерновой инициативы" является не Европа, и не Африка, и не Россия, а Турция, говорили почти с самого начала. Турция превратилась в крупнейший хаб, перевалочный пункт для экспорта зерна в мировом масштабе. Отчасти этой выгодой объясняется и позиция Турции по отношению к событиям на Украине. Оставаясь страной НАТО, Турция не поддерживает большую часть антирусских санкций и, по-видимому, после июля 2022 года не поставляет Украине оружия. Все эти решения связаны с личной позицией действующего президента Турции Реджепа Эрдогана.
Эрдоган между тем в мае 2023 года может перестать быть президентом. 14 мая состоится первый тур выборов, к которому он подходит, что называется, ноздря в ноздрю с кандидатом от объединённой оппозиции Кемалем Кылычдароглу. Этот Кылычдароглу – прозападный кандидат. Его начальник штаба уже заявлял, что после победы Турция будет вести свою внешнюю политику в русле НАТО. То есть сделается резко антирусской. Несколько позже господин Кылычдароглу постарался загладить впечатление от этих слов, сказав, что Турция останется дружественной по отношению к России. А намедни он высказался и вовсе странно:
Дорогие русские друзья, вы стоите за монтажами, заговорами и контентом Deep Fake, которые были разоблачены в этой стране. Если вы хотите продолжения дружбы после 15 мая, держите руки подальше от турецкого государства.
То есть пообещал русским дружбу, и заодно обвинил во вмешательстве в турецкие выборы.
Россия очень популярна в Турции. И турки очень боятся, что если победит Кылычдароглу, то он может ввести санкции против России по приказу США. Поэтому обвинение России – это грубая ошибка политтехнологов штаба Кылычдароглу,
– отмечает политолог Сергей Марков. Но что же заставило этот штаб совершать такие ошибки?
Дело в том, что Россия, по-видимому, действительно заинтересована в сохранении на посту президента давно известного и до известной степени предсказуемого Эрдогана. Заинтересована настолько, что делает ему перед выборами дорогостоящие подарки.
11 мая Эрдоган попросил Владимира Путина отложить оплату России счетов за природный газ в размере 600 млн долларов до 2024 года. По-видимому, Россия окажет Турции такую любезность – если Эрдоган останется у власти.
Сразу после этой просьбы (не вследствие, как вы могли подумать, это совпадение такое) Эрдоган заявил, что повышает зарплату всем бюджетникам страны сразу на 45%.
А ещё через день мы узнаем, что переговоры в Анкаре по зерновой сделке завершаются позитивно, и, как считают источники в МИД России, объявить об этом должен не кто иной, как президент Турции (а не представители других заинтересованных сторон, то есть Украины, Евросоюза, ООН или России).
Так что такое эта самая сделка сегодня, как не мощная предвыборная технология, призванная сохранить "султана" на его посту и "привязать" его к России?
Что с того
Итак, на данном этапе зерновая сделка – это часть русской кампании в поддержку Эрдогана. Россия не мелочится, помогая своему "султану" против претендента с Запада. Россия богатая, Турция ей нужна, раскошеливаемся.
Помогла ли золотая пилюля политическому здоровью "султана", мы узнаем совсем скоро. А вот что мы должны усвоить ещё до дня турецкого голосования: Эрдоган не друг России. И даже не союзник. Эрдоган в лучшем случае прагматичный лидер своей страны, который действует в её интересах. Эти интересы он понимает таким образом, что они частично совпадают с русскими – и это плюс, разумеется. Если ему на смену придёт человек, который будет понимать интересы Турции как интересы НАТО, будет минус. Но рассчитывать на благодарность Эрдогана и Турции не стоит. Интересы могут меняться. Особенно интересы, связанные с подарками. Как знать, может быть, однажды "султану" кто-то с Запада предложит больше, чем 600 "газовых миллионов" и 60 миллионов тонн транзитного зерна в придачу.
Автор: АНДРЕЙ ПЕРЛА