2,1M подписчиков

Пора исправлять ошибки СВО. Бойцам не хватает Бога

1,2K прочитали
ФОТО: АЛЕКСЕЙ ТОПОРОВ / ЦАРЬГРАД
ФОТО: АЛЕКСЕЙ ТОПОРОВ / ЦАРЬГРАД

После первых же неудач русских войск в ходе специальной военной операции украинцы начали массово выкладывать в Сеть видео с нашими пленными – мальчишками-контрактниками, которые не могли внятно объяснить на камеру, "что забыли на Украине". Мне и самому, к сожалению, доводилось встречать юных "федералов", не знавших ответа на этот вопрос. Но, в отличие от них, я знаю, кто может и должен объяснить им это.

Бросили в воду, сказали – плывите

Для русской истории характерны как головокружительные взлёты, так и стремительные падения. А ещё её вектор закручивается в весьма занимательные спирали, словно Господь ведёт нас повторными путями, терпеливо уча не наступать по сотне раз на одни и те же грабли. Помните прекрасных людей в рясах? Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского и его рать, да ещё и отправил вместе с ним своих богатырей-иноков, один из которых сокрушил мастера всевозможных боевых искусств.

Патриарх Гермоген из польского плена призвал соотечественников формировать ополчение – ляхи уморили его голодом, но русский народ собрался и прогнал их в шею. Надо ли напоминать, что тогда, как и сейчас, всё тоже было далеко не однозначно. При Сергии Радонежском и до него ордынских ханов поминали на православных литургиях как законных властителей, а многие духовные деятели всячески отговаривали русских выступать против Степи, поскольку татары – "бич Божий", супротив которого идти нельзя. Но Игумен Земли Русской пошёл, и вышло так, что его устами говорил Господь.

И при Гермогене часть русской знати, казачества и даже духовенства готова была присягнуть польским оккупантам, а самого патриарха держали в заложниках, грозя смертью, но он лишь отвечал:

Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдёте из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, но, если останетесь здесь, я благословляю всех стоять против вас и помереть за православную веру.

Знали тогда русские люди, во имя чего шли на ратные подвиги. Знали и за что умирали. А нынче смотришь укропские видео с нашими военнопленными и видишь постоянные оправдания: "Я пошёл ради того, чтобы прокормить семью", "Нам сказали, что едем на учения, а в итоге направили сюда". И понятно, что в плену, ради того чтобы сохранить жизнь и минимизировать собственные страдания и унижения, человек может порой плести всё что угодно.

Но дело в том, что подобные настроения я слышал и от федералов, то есть от бойцов российской армии. Так, один водитель рассказывал мне про то, как их перебрасывали в сторону Киева через Белоруссию, и к нашим солдатам подошёл один престарелый змагар (белорусский националист), начав давить на мозги: "Ребята, вы хоть понимаете, что вам здесь не рады?" Что ответил мой собеседник – воин российской армии? "Дед, что ты к нам пристал, мы что – по своей воле приехали сюда?"

От молодых пацанов-контрактников я также слышал про "приехали в чужую страну", без осуждения факта, но в духе "раз надо, так надо". Понятное дело, что на подобной мотивации фронт долго не продержится.

Порой доходило до смешного: ещё когда Харьковская область была наша, моим сослуживцам из "Русского легиона" довелось проезжать через блокпост федералов. Там стояли молодые парни, разговорились, выяснилось, что те были уверены, что стоят на территории ДНР… А когда узнали, что нет, почему-то немного занервничали и поинтересовались: а далеко ли до Киева?

Священник вместо комиссара

К слову сказать, в нашем добровольческом батальоне ничего подобного никогда не было: к нам приходили и приходят люди с чётким пониманием того, ради чего и во имя чего они собираются воевать. Что впоследствии сказалось и на боеспособности "Русского легиона", которая даже была отмечена врагом.

Более того, там была часть российских националистов, так называемый БАРС, боевой армейский резерв, куда были записаны такие имперцы, шовинисты, черносотенцы, которые достаточно ожесточённо вели борьбу, – рассказал украинскому телеканалу NTA официальный представитель Восточной группировки ВСУ Сергей Череватый. – Нужно здесь отдать им должное, они, в принципе, достаточно ожесточённо бились.

И тут, конечно, представитель ВСУ показал "блестящее" знание темы, поскольку в "Русском легионе" хватает людей разных убеждений, правых и левых, в том числе и коммунистов, желающих построить свой СССР 2.0. Но в целом он был прав – в составе нашего батальона бьются с врагом мотивированные люди, осознанные патриоты. Как сказал в своё время одному изданию наш комбат Сергей "Фомич" Фомченков,

Кто-то воюет за Ленина, кто-то за царя, а на самом деле все воюют за Россию.

И потому не сдают позиций и не отступают вплоть до того момента, как не приходит соответствующий приказ от командования. После чего наша единица выходит организованно, с минимальными потерями.

Идея. Патриотизм. Стояние с оружием в руках за Русский мир. Вот чего не хватает нашим Вооружённым силам для того, чтобы встать стеной против необандеровщины. Равно как и носителей этих сакральных смыслов, которые в обязательном порядке следует передавать русским солдатам.

Кто может выступать носителем подобных идей? Ну, конечно, люди в рясах. И не только они, ведь сейчас за Русский мир бьются мусульмане и буддисты, а порой и иудеи, представители коренных и не совсем народов нашей страны. А ещё мне, например, вспомнился тот же мой однополчанин-коммунист – высоченный Саня, который, увидев у меня на тумбочке в госпитале православную литературу, ошарашил меня заявлением, что прочитал бы что-нибудь из неё, поскольку "врага надо знать". На мой резонный вопрос "почему врага-то?" последовал предсказуемый ответ в духе, что буржуи и попы – они самые что ни на есть и враги трудового народа.

Впоследствии сложилась так, что при выписке идейного Сашу, оставшегося вследствие эвакуации по ранению и последующего оставления русскими войсками изюмского направления совсем без вещей и обмундирования, экипировал с нуля кандидат богословия, зам. завкафедрой библеистики Московской духовной академии протоиерей Александр Тимофеев. Хочется верить, что мой дорогой (без иронии, сдружились мы крепко) сослуживец после этого хотя бы перестанет считать Русскую православную церковь и её служителей врагами.

Впоследствии батюшка, создавший собственный фонд помощи русским воинам, принимающим участие в специальной военной операции, с нуля экипировал и меня. И постоянно отправляет гуманитарную помощь для "Русского легиона", отправляет именно то, что сейчас особенно нужно бойцам на передовой – термобельё, спальники, пенки, рюкзаки, берцы, генераторы и многое другое.

Также священник несколько раз приезжал к нам в расположение, служил литургию, исповедовал и причащал бойцов, которые после этого надевали броники и каски и шли в бой. Один из наших парней, человек явно с тюремным прошлым, подошёл к нему с довольно резкими словами, мол, верит в Бога, а попам – нет. Но впоследствии они вместе плакали на его тяжелой исповеди…

Отец Александр на днях вновь собирается доехать до нашего отряда БАРС-13, и тяжёлая обстановка на фронтах его не страшит. А пока регулярно звонит мне, искренне переживая, интересуется обстановкой, спрашивает про ребят.

Виртуальные рецепты и реальность

Помнится, на заре появления компьютерных игр-стратегий я проводил время за одной из них, и мне при строительстве своей цивилизации предлагалось возводить храмы и покупать юнитов-жрецов. Как человек с постсоветским мышлением, я всё это игнорировал, акцентируясь исключительно на промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, торговле и, конечно же, армии. И неизменно проигрывал конкурирующим цивилизациям. А когда внял советам – дело пошло гораздо лучше. Я наконец начал побеждать, мои солдаты перестали бежать с поля боя, знать – переходить на сторону врага, купцы – торговать с противником в ущерб отечеству, обыватели – поднимать бунты в тылу во время войн.

Игра игрой, но придумывают эти стратегии люди явно хоть сколько-то знакомые с историей человечества, и, стало быть, анализирующие определённые её тенденции. И делающие пусть поверхностные (ну не монографии же пишут!), но выводы. Потому чётко понимающие, что даже виртуальные цивилизации без державной идеи и духовной подпитки нежизнеспособны. Поскольку, если нет такого понятия, как Родина, то ради чего тогда терпеть тяготы осад? Тогда можно просто поменять сюзерена – глядишь, тот ещё больше заплатит. Когда нет осознания Бога, высшей справедливости и вечной жизни, то ради чего тогда стоять стеной, примкнув штыки, принимая на себя безжалостные удары превосходящих сил противника?

Сейчас у многих наших мужчин открылась цель именно в воинском подвиге. У многих мужчин, которые жили бесцельно, прожигали свою жизнь, – сказал в одной из своих недавних проповедей епископ Скопинский и Шацкий Питирим Творогов. – Это проблема многих современных мужчин, в первую очередь потому, что цель жизни должна быть у мужчин. У женщины, жены цель более проста – она служит мужу своему, она служит детям. А чему служит муж? Вот мужья наши до последнего времени ничему не служили. Самая простая, очевидная цель для мужчины – служить своей Родине. Многие наши мужчины не понимают, чему они служат, поэтому они спиваются, блудят, наркоманят или просто живут в каких-то депрессиях. Люди утеряли цель своей жизни. И вот сейчас многие соблазняются мобилизацией, ведь это может быть спасение для тех мужчин, что утеряли цель в жизни, и они смогут снова стать мужчинами.

Всё сказано верно и мотивирует как никогда. Подобное пастырское слово должно жить с нашими бойцами, чтобы они знали, за что воюют, и не отступали бы даже тогда, когда страшно. И священники идут в армию. По словам знакомого батюшки, в его областном военкомате наблюдается небывалый наплыв политруков в рясах. Идут и уже погибают, как окормлявший батальон из Татарстана отец Анатолий Григорьев.

Нашей армии, без сомнения, нужна духовная опора – кому то батюшка, кому-то мулла, кому-то буддистский монах, а кому то, видим, и комиссар в пыльном шлеме, если ещё остались такие. Думаю, если бы руководство русских войск поняло бы это с первых дней военной операции, потерь и провалов было бы намного меньше.

Но работу над ошибками делать никогда не поздно, равно как и прокачать наше войско духовными силами. После подобной мобилизации – физической, умственной, материальной и духовной (здесь необходимы все компоненты – выпади хоть один, и тщательно возводимое строение рухнет) – мы обязательно победим.

Источник