Найти тему
Царьград

Нефтяная ловушка Путина: Казахстан выходит из тени

ФОТО: ANATOLY USTINENKO/GLOBALLООKPRESS
ФОТО: ANATOLY USTINENKO/GLOBALLООKPRESS

Казахстан начал поставки нефти в обход России через Азербайджан. Нашей подсанкционной нефтянке пора собирать на гробовые? Как бы не так. Пресловутый "альтернативный России" маршрут – пропагандистская фикция.

Сенсация, которую высосали из пальца

Энергетический кризис в Старом Свете никуда не делся, старушка Европа остро нуждается в чёрном золоте после того как против русских энергоносителей были введены санкционные ограничения. Но на деле "сенсация" оказывается не более чем пшиком. Ничего нового в использовании Казахстаном маршрута Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД) нет, поставки по нему происходили и ранее, правда, в очень малых объёмах. Основным транспортировщиком казахстанской нефти была и остаётся Россия.

Вообще, это не новость, что Казахстан может экспортировать нефть в обход России, отметил в комментарии "Первому русскому" эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович. У Казахстана есть вариант экспорта нефти через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), то есть через Россию. Второй вариант экспорта через нашу территорию – труба на Самару и дальше, которая идёт на Балтику, в Усть-Лугу. Ещё один вариант – по нефтепроводу "Дружба". Также у Казахстана имеется труба в Китай.

И есть вариант экспорта через порт Актау на Каспийское море: дальше танкеры идут в Азербайджан, там происходит перегрузка в нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан (Джейхан – это порт в Турции). Следом можно погрузить нефть на танкер, куда угодно. Маршрут вроде бы далёкий, но с учётом того, что нефть стоит достаточно дорого, это всё оправданно. Нефтепровод БДТ работает уже много лет, там есть и казахстанская нефть, и азербайджанская. В каких-то пределах можно дополнительно увеличить поставки нефти по БДТ, но не в таких же объёмах, как Каспийский трубопроводный консорциум. Потому что КТК – 80% нефтяного экспорта Казахстана. Кроме того, заместить ушедшую с европейского рынка русскую нефть казахстанское чёрное золото не в состоянии. Разница в объёмах – кратная.

Хитрый план Путина?

Но есть варианты поинтереснее. Почему бы нам не воспользоваться услугами третьей стороны, то есть Казахстана, для обхода американских и европейских санкций? Может же наш сосед существенно увеличить собственную добычу и стать гигантом мирового нефтяного рынка. Скептики из-за океана не поверят, скажут, что это чудо и такого не может быть. Но, как гласила надпись на памятной медали, учреждённой Петром Великим в честь захвата шведских судов в устье Невы, "Небываемое бывает". Просто Казахстан – динамично развивающееся государство. Усилия приложили – и вуаля, вот вам львиные объёмы нефтяного экспорта. Да и, в отличие от "белорусских креветок", здесь даже натяжек не будет, ведь Казахстан действительно крупный нефтедобытчик (двенадцатый в мире).

Русская нефть Urals по физико-химическим свойствам неотличима от казахстанского сорта KEBCO, поэтому вычислить, какая нефть идёт по "Дружбе", наша или казахстанская, конечно же, нельзя. Вполне допускаю, что по данному нефтепроводу может поставляться русская нефть под видом казахстанской. Посмотрим, как события будут развиваться, это такая серая зона, никто об этом публично, вслух говорить не будет,

– полагает Станислав Митрахович.

И предлагаемый нами вариант основан не на досужих рассуждениях. Характерный пример – Малайзия. По данным американского Bloomberg, эта азиатская страна поставляет только в Китай нефти вдвое больше, чем добывает сама. "Секрет", думаю, понятен даже ученику восьмого класса средней школы. И как бы Белый дом ни старался убедить малайзийцев прекратить реализацию серых схем, восторгов такие предложения не вызывают, ведь перепродажа чужой нефти – крайне выгодное предприятие. Пойдёт ли Казахстан по пути Малайзии? Вопрос остаётся открытым.

Что с того?

Если смотреть на ситуацию непредвзято, реальной альтернативы русскому транзиту у Казахстана нет. Чтобы полноценно заработал Транскаспийский маршрут, нужно либо проводить нефтепровод, что чревато колоссальными расходами и упирается в сложные географические особенности Каспийского моря, либо во много раз увеличивать танкерный флот (вкладываться в это дело мало желающих – слишком узкая и ограниченная по масштабам история). Да, азербайджанский нефтепровод хронически недогружен (аж на 24 миллиона тонн), но стремления забить его во что бы то ни стало казахстанской нефтью у Баку нет. Азербайджанцы не хотят смешения своей более дорогой и лёгкой нефти с более дешёвой и тяжёлой казахстанской.

Могут парировать: а как же маршрут в Китай? Здесь Астана попадает в ловушку, которую сама себе поставила, допустив на свой рынок западный капитал. Казахстанская нефтянка является во многом западной, и "партнёры" совсем не желают делиться добываемыми объёмами с Поднебесной. Им свои нефтеперерабатывающие мощности нужно загружать. К тому же играет роль география: казахстанское чёрное золото идёт в районы КНР, и так добывающие нефть. Наиболее востребована нефть на востоке Китая, где расположены крупнейшие экономические центры. Так что лишний раз бить тревогу не стоит. А вот работать с администрацией Токаева по вопросу обхода санкций – нужно. Тихо, спокойно, не привлекая лишнего внимания. Всё, как мы умеем.