Через несколько дней вновь встанет вопрос о продлении "зерновой сделки". Но в условиях, когда Россия получила очередной ятаган в спину от Турции, всё чаще стал говорить о том, что договорённости уничтожены. Царьград, к слову, неоднократно писал о том, что существенные выгоды от сделки Россией всё-таки были получены. Возможно, самая главная из этих выгод – как раз продолжение президентских полномочий Реджепа Эрдогана.
В мае, продлив сделку, Россия сильно помогла Эрдогану выиграть выборы во втором туре: экспорт украинского зерна с помощью Турции необходим турецкой экономике. Однако именно благодаря этому решению Эрдоган очутился в неприятной ловушке. На Западе стали говорить, что он "марионетка Путина". Царьград указывал, что "султан" попытается доказать свою самостоятельность – и, чтобы сделать это, непременно придумает, как подложить России свинью. Впрочем, у поведения Эрдогана есть и ещё одна причина.
"Финансы поют грустные романсы", – пишет про турецкого лидера политолог Марат Баширов и объясняет:
Дефицит счёта текущих операций Турции достиг 37,7 млрд долларов за первые пять месяцев 2023 года, что является рекордом. В таких условиях сохранение зерновой сделки нужно турецкому лидеру буквально как воздух. То, что он делает, эксперты интерпретируют как поведение торговца на восточном базаре – он притворно сердится и грозится не иметь с клиентом никакого дела, чтобы тут же согласиться на скидки.
Наверное, эксперты, которые оценивают поведение Эрдогана для МИД России, это понимают. Однако понять не значит простить. Россия не может больше позволить себе компромиссов. Хотя бы потому, что ещё один "жест доброй воли" может спровоцировать возмущение именно в тех слоях нашего общества, которые более всего поддерживают президента и его курс и более всех делают для победы русского оружия. Кажется, это понимают не только в Царьграде.
По некоторым данным, в ночь на 11 июля был нанесён удар (по разным данным, ракетный или с помощью БПЛА "Герань") по Одесскому морскому порту, в частности, по Ильичевскому терминалу. Если это так, можно с радостью констатировать: армия уже готова к работе в период "после зерновой сделки".