Теракт на борту личного бизнес-джета Евгения Пригожина произошёл спустя ровно два месяца после знаменитого "марша справедливости" его ЧВК "Вагнер". И именно это обстоятельство, переплетённое с символизмом, сейчас ложится в основу версии о расправе над Пригожиным в качестве наказания за его мятеж, которую активно продвигают на Западе и пытаются внедрить здесь, в России.
ОТДЕЛ РАССЛЕДОВАНИЙ "ПЕРВОГО РУССКОГО"
Хронология теракта
ЧП на борту бизнес-джета Embraer Legacy 600 (EBM-135BJ) с бортовым номером RA-02795 произошло через 26 минут после его вылета из столичного аэропорта Шереметьево, откуда он поднялся в воздух в 17:54 – в направлении Санкт-Петербурга.
Причём, по информации источника Царьграда в экстренных службах, вплоть до самого последнего момента "всё проходило в штатном режиме". То есть никаких сигналов о происшествиях или проблемах экипаж не подавал.
К 18:10 Embraer достиг воздушного коридора на отметке 8,5 км и пролетал немного западнее Твери. Как следует из полётных данных сервиса FlightRadar24, последующие девять минут джет продолжал постепенный набор высоты – до 8,8 км. При этом росла и его скорость – до 1000 км/ч.
В 18:19 в районе села Куженкино лайнер сначала стал отчего-то резко набирать высоту, а затем – свалился в неконтролируемое падение. Есть кадры, снятые очевидцами в Тверской области (они не знают, что снимают крушение самолёта и предполагают, что это дрон): на них видно, как самолёт примерно с полминуты падает – именно падает, а не входит штопором в землю. Он несколько раз переворачивается в воздухе, и уже когда до земли остаётся несколько сотен метров, летит отвесно вниз.
И здесь – два важных момента.
Первый: если бы произошла нештатная ситуация, у пилотов имелось достаточно времени, чтобы проинформировать диспетчеров.
Второй: на кадрах не видно ни пламени на фюзеляже, ни чёрного дыма.
Перед крушением очевидцы слышали как минимум два хлопка.
Как взрывали самолёт Пригожина
Евгений Пригожин – человек, который прекрасно понимал всегда, что он ходит буквально по лезвию ножа. И естественно, несмотря на все свои частые эпатажные заявления о презрении к смерти, к собственной безопасности тем не менее относился с очень и очень большим вниманием.
И обычно для перемещений он использовал не один, а два почти одинаковых бизнес-джета из семейства Embraer. Источники, близкие к окружению бизнесмена, сообщают, что зачастую даже самые ближайшие соратники не знали, на каком из них он отправится: Пригожин мог в самый последний момент просто ткнуть пальцем – "Летим на этом", и всё.
Вот и в тот роковой день в Петербург, как это и практиковалось прежде, в воздух с разницей в час поднялся и Embraer с бортовым номером RA-02795, который рухнул в Тверской области, и Embraer ERJ-135BJ Legacy 650 с бортовым номером RA-02748, который также связывают с Пригожиным.
Причём, как следует из сводки истории полётов на FlightRadar24, этот второй борт активно использовался в последнее время: в течение нескольких дней он побывал в Турции, Саудовской Аравии. А 23 августа он вылетел из Внуково в 17:17 и в 18:19, аккурат в момент падения другого борта, вылетевшего позже, приземлился в Пулково, однако уже через 40 минут вылетел, получается, обратно – и сел уже в подмосковном Остафьево. Примечательно также, что на следующий день, 24 августа, Embraer ERJ-135BJ Legacy 650 с бортовым номером RA-02748 отправился из Москвы в Баку.
А вот Embraer с бортовым номером RA-02795 до последнего своего полёта находился на ремонте – и стоял в ангаре 10 суток. Кто имел к нему доступ и занимался ремонтными работами, сейчас проверяет следствие.
Экс-сотрудник спецслужб Антон М. в беседе с Царьградом высказал мнение, что взрывное устройство на территорию воздушной гавани могли пронести либо сотрудники самого аэропорта (они, само собой, проходят тщательный досмотр, но, надо полагать, лазейки всё-таки есть), либо кто-то из приближённых самого Пригожина.
Уверен, что помимо предполётной подготовки, когда техники проводят осмотр судна, и СБ самих вагнеровцев наверняка всё предметно проверяла. Значит, у диверсанта (назовём его так пока) было крайне мало времени, чтобы засунуть куда-то взрывчатку. И если всё же подтвердится, что Пригожин летел именно на разбившемся борте, он был в курсе этого: знал, что первый отправился без него. Иначе представляется логичным заминировать оба самолёта,
– отмечает эксперт.
Где конкретно располагалась бомба, продолжает он, выяснят криминалисты: если снаружи, в отсеке шасси, как пишут СМИ, то обшивка, повреждённая взрывом, должна была прогнуться внутрь, а если всё-таки она находилась в салоне, то всё выворачивается взрывной волной наоборот наружу.
Есть в самолёте укромные места, куда можно спрятать взрывное устройство, подтверждает в комментарии "Первому Русскому" бывший замминистра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот Олег Смирнов:
Прежде всего, это ниша шасси или грузовой отсек, где перевозят груз, багаж. И вот воспользовался этот подонок и прикрепил это взрывное устройство в нишу шасси. Там ничего не видно, там темно, при осмотре самолёта перед вылетом нишу шасси так детально не осматривает экипаж. И всё, вот это место идеальное, чтобы скрыть там взрывное устройство. Что, очевидно, и произошло. Кстати, о факторах взрыва говорит и тот объективный показатель, что часть самолёта, хвостовая часть стабилизатора самолёта в трёх километрах валяется от падения корпуса.
Но по мнению экс-сотрудника спецслужб Антона М., вряд ли взрывное устройство крепили в районе шасси, хоть это и проще, действительно, с точки зрения оперативности. Но тогда бы наверняка сдетонировали почти полные на момент взрыва баки с топливом – следовательно, самолёт вспыхнул бы ещё в воздухе. С учётом же того, что хвостовую часть фактически обрубило (её нашли в нескольких километрах от места падения джета), то, скорее всего, бомба находилась внутри – например, в грузовом (багажном) отсеке.
То есть, как вариант, устройство находилось среди вещей пассажиров. Поэтому диверсант и не беспокоился, на каком именно борте отправится Пригожин. Ему надо было только проследить, что самолёт взлетел и дистанционно запустить обратный отсчёт часового механизма. Альтернатива – ВВ заложили во время ремонта. И просто ждали момента, когда основатель "Вагнера" решит воспользоваться для перелёта этим самым бортом,
– предполагает Антон М.
Ещё одна деталь: перед вылетом бортпроводница Кристина Распопова писала родственникам, что их вылет отчего-то задерживается (возможно, оба самолёта всё-таки должны были вылетать одновременно). Почему? Не ясно. Может, был всё-таки сигнал, и СБ проводила проверку?
Кто находился на борту
Во взорванном бизнес-джете летели 10 человек. Все они погибли. Уже в 23:00, то есть спустя 4,5 часа после ЧП, Росавиация опубликовала список тех, кто находился на борту:
Propustin Sergey
Makaryan Evgeniy
Totmin Aleksandr
Chekalov Valeriy
Utkin Dmitriy
Matuseev Nikolay
Prigozhin Evgeniy
Члены экипажа:
Levshin Aleksei, командир;
Karimov Rustam, второй пилот;
Raspopova Kristina, бортпроводник.
Выполнение полёта самолёта Embraer-135 (EBM-135BJ) осуществлялось на основании разрешения на использование воздушного пространства, выданного в установленном порядке,
– отметили в Росавиации.
Итак, в числе пассажиров были:
- Сам 62-летний Евгений Пригожин.
- Дмитрий Уткин (53 года) – командир группы "Вагнера", подполковник запаса ГРУ. До 2013 года командовал 700-м отдельном отрядом спецназа 2-й отдельной бригады специального назначения ГРУ Минобороны.
- Валерий Чекалов – зам Пригожина в "Вагнере", в прошлом предприниматель, отвечал за службы безопасности ЧВК. Именно он распоряжался вопросами перемещений основателя ЧВК и его транспортными средствами.
- Четыре бойца из личной охраны Евгения Пригожина: Евгений Макарян, Сергей Пропустин, Александр Тотмин, Николай Матусеев.
"Ищи, кому выгодно"
На Западе практически сразу, без тени сомнения, обвинили в произошедшем Кремль и лично Владимира Путина. Заголовки изданий пестрят громкими словами "месть", а политики делают громкие заявления.
Президент США Джо Байден, например, заметив, что хоть он и не знает наверняка, что произошло, "но не удивлён: В России мало что происходит, за чем бы не стоял Путин". Директор ЦРУ Уильям Бёрнс конкретизирует: "Месть – это блюдо, которое Путин предпочитает подавать холодным". Глава МИД Германии Анналена Бербок тоже высказалась, что, мол, неслучайно это произошло, "когда опальный экс-приближённый Путина внезапно буквально падает с неба через два месяца после попытки мятежа". И её польский коллега Збигнев Рау вторит: "Так получается, что политические оппоненты, которых Владимир Путин считает угрозой своей власти, не умирают естественной смертью".
Разгоняют эту тему и блогеры типа Шария и прочих.
Словом, для них всё очевидно.
А вот для нас – нет. Нам-то как раз и предстоит скрупулёзно выяснять, что произошло и кто за этим стоит.
"Бросить тень на плетень": Задача выполнена
Версия с "местью Путина" для наших бывших "партнёров" представляется практически идеальной. Ну как же! Ровно два месяца с момента "марша справедливости" – это раз; жёсткая подстава в сторону президента Белоруссии Александра Лукашенко, дававшего личные гарантии, что Пригожина не станут "наказывать", и предоставившего ему свою территорию для размещения, – это два; сигнал "оркестрантам" выступить с новым маршем, уже в память о погибшем лидере, – это три.
Однако как раз эти перечисленные выше моменты, если вдуматься, и играют против такой версии.
Генерал-лейтенант СВР в отставке Леонид Решетников, например, отмечает, что "никакая спецслужба нашей страны никогда не пойдёт на акцию, которая так "намекала" на причастность своего руководства":
Конечно, было бы найдено другое место (Африка большая) и обстоятельства (съел, например, некачественное мясо крокодила). А так – теракт с подтекстом: смотрите, мол, кто это, скорее всего, сделал,
– рассуждает Решетников.
И прямо указывает на типичный почерк англичан с украинскими исполнителями (и то, наверное, при их ограниченном участии):
Кстати, английские спецслужбы и другие тайные организации очень любят делать всякие бяки под годовщины, мистические события, смерти какого-нибудь нехорошего героя прошлого и тому подобное. Здесь убили в канун "праздника незалэжности". Зачем? Ну как же, для России материал уже отработан, перспективы – ниже минимальных, но в Африку возвращается, а там и без него у Лондона с Вашингтоном голова кругом идёт. Кроме того, классно можно бросить тень на плетень, то есть на Кремль. Ну и заодно посчитаться за Бахмут. Плюс для поникших было украинцев "пэрэмога" в подарок,
– считает отставной генерал разведки.
Первый спикер парламента Новороссии Олег Царёв назвал произошедшее "мощнейшим ударом по стране":
Пригожин был российским джокером, позволявшим ей играть на мировой арене не по правилам. У врагов сегодня праздник. У нас горе.
"Без предателей не обошлось"
Могли ли устроить диверсию внутренние враги (ну – или неприятели, оппоненты, можно называть как угодно) Пригожина, который своим июньским выступлением привлёк внимание к самым кричащим проблемам армии в зоне СВО?
Большая загадка. И главное, встаёт вопрос о целесообразности делать это в России и сейчас. Почему бы и впрямь, задумай кто-то нечто подобное, как говорит Решетников, не провернуть всё где-то за пределами страны?
Военный эксперт Роман Алёхин, в свою очередь, обращает внимание, что сейчас можно сколько угодно доказывать любую точку зрения – в том числе и то, что уничтожение руководства "Вагнера" было невыгодно власти. Но сложно поверить, говорит Алёхин, что такую операцию (если это реально операция ГУР Украины и ЦРУ с Мi6) можно было реализовать без предателей внутри России.
Я не верю, что здесь были задействованы силы так называемых спецслужб, потому что у них не было конкуренции с "Вагнером", да и многие считали, что он сыграет важную роль в победе, то есть им невыгодно. А кому выгодно, мы все прекрасно понимаем. И конечно, это невыгодно президенту. Тут даже глупо предполагать это, как и невозможно построить сценарий, в котором он сможет получить бонусы от гибели Пригожина и "Вагнера". Он потерял уже много – личную, никому не подконтрольную армию профессионалов, которую невозможно перекупить из-за личной преданности её глав. Кроме того, это событие бьёт по репутации президента, так как произошло во время СВО, да и вообще, в России создана система, в которой все смотрят на президента. И бьёт она вне зависимости от того, верит народ, что он не был заинтересован или нет, потому что теракт такого масштаба, как бы он ни был реализован, народ будет трактовать как ослабление контроля за элитами и управляемости элитами,
– резюмирует Роман Алёхин.
"Путин его простил. А враги – нет"
Здесь, впрочем, развивая мысль генерала Решетникова, следует вспомнить, что хоть "Вагнер" и перестал представлять прямую угрозу противнику на полях сражений, но Бахмут Пригожину, конечно, не забыли.
Просто ликвидировать его там, на передовой, было, как ни странно, гораздо сложнее, нежели в глубоком тылу. И примеры-то есть – убийства Даши Дугиной, Владлена Татарского, покушение на Захара Прилепина. Только разница-то есть: их никто не охранял так, как Пригожина. Потому и уровень подготовки теракта, и диверсионно-разведывательное сопровождение, и организация – всё, само собой, было на несколько уровней выше.
Знаю, что меня могут заклевать сейчас многие, кто ратует за чистоту в рядах и неподкупность, но всё же деньги по-прежнему рулят. И купить могут даже самых преданных, здесь только вопрос цены,
– считает экс-сотрудник спецслужб Антон М.
По его мнению, тот фактор, что Путин, как известно, простил Пригожину его мятеж и согласился дать ему возможность заниматься делами в Белоруссии и Африке, стал своеобразным триггером для старта операции по устранению основателя ЧВК.
Конечно, длилось это не неделю и не месяц. Просто, думаю, следили за развитием событий: где, когда и как себя будет проявлять Пригожин. А он и проявился: и сосредоточением своих подразделений в Белоруссии сильно напряг и Киев, и Варшаву, объявлением о развёртывании широкой деятельности в Африке взбудоражил и американцев, и европейцев – прежде всего французов, не англичан, кстати,
– полагает наш собеседник.
Интересно, что буквально за пару дней до подрыва самолёта Пригожин записал первое после "похода на Москву" видео – из Африки, в котором сообщил, что "Вагнер" проводит разведывательно-поисковые действия и "делает Россию ещё более великой на всех континентах, а Африку – ещё более свободной". И заявил, что "оркестранты" теперь "кошмарят" террористов. Ряд источников сообщали, что "Вагнер" войдёт в Нигер, где незадолго до того произошёл переворот и к власти пришли военные: сообщалось, что ЧВК туда как раз и позвало новое правительство. Правда, официального подтверждения не было, однако, по некоторым данным, после визита в Петербург Евгений Пригожин уже на следующий день должен был с первыми двумя сотнями вагнеровцев прибыть в Нигер.
Учитывая, какую роль сыграл русский "оркестр" в Ливии, Буркина-Фасо, Мавритании, Мали, Чаде, Центрально-Африканской Республике (ЦАР) и Судане, где постепенно, с участием ЧВК, выдавливалось влияние французов и американцев, усиление нового правительства в Нигере за счёт бойцов Пригожина – явление, крайне неприятное для Вашингтона и Парижа.
Могли они организовать что-то такое? А почему нет? Тайные операции никто не отменял. Использовались ли при этом украинские агенты? Тоже возможно. Тут вариантов – пруд пруди,
– говорит эксперт.
Или всё проще? Например, старые счёты
Некоторые издания сообщили, что у следствия возникли вопросы к компании, которая предоставляла Евгению Пригожину услуги авиаперелётов. Более того – речь идёт чуть ли не о появлении подозреваемых.
По нашей информации, это не совсем так.
Взорвавшийся бизнес-джет принадлежал фирме под названием "МНТ АЭРО", зарегистрированной в Москве, на Краснопресненской набережной. Её владельцем и руководителем с сентября прошлого года выступает Ольга Губарева, которая до июня 2016-го была соучредителем и гендиректором некоей фирмы "Трейд" из Кемерово (ООО ликвидировано в том же 2016 году), занимавшейся торговлей косметическими и парфюмерными товарами. Затем она была директором московской компании по покупке-продаже недвижимости, а менее года назад вдруг возглавила и стала учредителем фирмы, обеспечивающей авиаперевозки самого основателя ЧВК "Вагнер".
Интересно другое. До осени 2022-го ООО "МНТ АЭРО" принадлежало партнёрам Артёму Степанову и Кириллу Щербакову, но они отчего-то решили расстаться с этим бизнесом. По крайней мере, формально.
Так вот, ещё до начала СВО, в апреле 2021 года, Минфин США внёс Артёма Степанова и Кирилла Щербакова в санкционный список – за сотрудничество с Пригожиным.
И Артём Степанов пытался оспорить это решение американского Минфина, указывая, что банки отказали ему в обслуживании, а также в предоставлении кредитов и займов, в связи с чем он столкнулся с трудностями в поиске работы.
Отменить санкции, однако, не удалось.
По информации Царьграда, СКР пообщается с экс-владельцами компании-перевозчика, но только Степанов – вот ведь какая оказия! – как раз последнюю неделю находится на другом конце страны.
А может, Пригожин просто исчез?
Конспирологи выдвигают и очень любопытную версию: что гибель Евгения Пригожина сегодня выгодна... самому основателю "Вагнера". А что? Частная военная компания есть, руководить ею он может и дистанционно, руками других людей, с активами в России проблемы, но интересы в той же Африке – есть.
Кстати, все трупы сильно обезображены, самого Пригожина вроде как идентифицировали только по отсутствию пальца на руке. А ответы даст лишь судебно-генетическая экспертиза. Достоверность результатов? Хм...
Правда, тогда... кто же находился в разбившемся бизнес-джете? И если основатель ЧВК решил "уйти" сам, то неужели он пожертвовал самыми ближайшими соратниками – Уткиным, Чекаловым, личной охраной, пилотами?
Наши источники в эту версию не очень верят.
Пригожина "убивали" до этого уже дважды
Впервые известие о гибели основателя "Вагнера" прозвучало 11 октября 2019-го, когда в Конго разбился военный самолёт Ан-72, на борту которого находилось восемь человек, включая сотрудников администрации президента африканской республики Феликса Чисекеди. И буквально сразу появилась информация, что на рухнувшем в джунглях лайнере было двое русских – в том числе Евгений Пригожин.
Посольство России в Киншасе подтвердило присутствие двух наших сограждан на борту. Лишь спустя несколько дней выяснилось, что Пригожин жив. Более того, его и близко не было там, поскольку он "отсутствовал по личным делам". А погибли пилоты Владимир Садовничий и Виталий Шумков.
В августе 2022-го в СМИ и ТГ-каналах прошли "молнии" о том, что Евгений Пригожин погиб под Луганском – после удара ракетой "Хаймарс" по базе ЧВК в Попасной. Утверждалось, что он не выходил на связь.
Что с того?
Пока западные "партнёры" вовсю распаляются, поливая грязью Россию и нашего президента, Владимир Путин лично высказался о случившемся.
Это люди, которые внесли существенный вклад в наше общее дело борьбы с неонацистским режимом на Украине. Мы об этом помним, знаем и не забудем. Пригожина я знал ещё давно – с начала 90-х годов. Это был человек сложной судьбы. Ошибки у него были серьёзные в жизни. Добивался он результатов нужных и для себя, и тогда, когда я его просил об этом, для общего дела, как в эти последние месяцы. Он был талантливым человеком, талантливым бизнесменом, работал не только у нас в стране, с результатом, за границей работал, в Африке в частности. Занимался там нефтью, газом, драгоценными металлами и камнями. Вот он вчера только вернулся из Африки, встречался здесь с некоторыми официальными лицами,
– подчеркнул глава государства.
Он заверил, что расследование будет проведено "в полном объёме и доведено до конца, в этом нет никаких сомнений".
Читайте также: