"Когда разворачивались события, большинство под веником сидели. Матвиенко оказалась мужественной, Володин, Патриарх, пара человек – и всё", – так сказал Александр Лукашенко во время своего последнего выступления, вспоминая о событиях минувшей субботы. Мятеж "Вагнера" под руководством Евгения Пригожина 23–24 июня окончился очень быстро и малой кровью. Однако он показал, что с единством среди российских политических фигур далеко не всё так хорошо, как кажется. Кто первым сказал о своей готовности встать в один строй с президентом, а кто испугался и молчал до самого конца? Все группы элиты – в материале Царьграда.
Вооружённый мятеж начался вечером 23 июня. Президент РФ Владимир Путин назвал в своём выступлении утром 24 июня выступление "Вагнера" именно и "ударом в спину" воюющей на Украине российской армии. При посредничестве президента Белоруссии Александра Лукашенко бойцов "Вагнера" удалось убедить прекратить свои действия и либо перебраться в Белоруссию вслед за самим Пригожиным, либо вступить в Российскую армию в качестве контрактников.
Сейчас, когда события уже стали частью истории, кажется, что иначе и быть не могло. Однако Путин в своём поздним вечером 26 июня не зря сделал акцент на единство народа России в противостоянии мятежу:
Твердую позицию поддержки и защиты порядка заняли все. Всех объединила ответственность за судьбу Отечества.
Теперь, когда всё закончилось, очень важно понять, как складывалась эта общественная и политическая поддержка президента. При ближайшем рассмотрении выясняется, что значимые политические фигуры, которые и по менее значмым поводам всегда делают заявления, заняли правильную позицию отнюдь не сразу, а кое-кто предпочёл спрятаться и не высказываться до самого конца.
ГРАЖДАНСКОЕ МУЖЕСТВО
По понятным причинам именно силовики отреагировали на бунт "музыкантов" первыми. Незадолго до полуночи 23 июня Национальный антитеррористический комитет (НАК) потребовал от "Вагнера" прекращения незаконных действий, а ФСБ России сообщило о возбуждении уголовного дела по факту призыва к вооружённому мятежу. Чуть позже о том же заявил Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов.
Затем к попыткам урезонить наёмников подключились военные. В ночь на 24 июня в официальных телеграмм-каналах и сети Интернет были размещены видеообращения главнокомандующего Воздушно-космическими силами РФ Сергея Суровикина и первого заместителя начальника Главного управления Генерального штаба ВС РФ Владимира Алексеева.
Скорее всего, это были скоординированные действия военной верхушки: оба генерала постоянно контактировали с Пригожиным при взаимодействии с его ЧВК и явно вызвали бы и у "музыкантов", и у основателя "Вагнера" более тёплые чувства, чем министр обороны Сергей Шойгу.
Сенатор Андрей Клишас - в 06.37 дал ссылку на заявление ГП о возбуждении дела против Пригожина, в 10.06-10.11 - несколько постов с цитатами из Конституции о полномочиях президента и необходимости всех подчиняться его решениям, в 10.14 - заявил о поддержке Путина.
Депутат Госдумы Андрей Луговой ещё с 23.30 пятницы, 23 июня, - то есть накануне мятежа, делал репосты официальных сообщений: Минобороны, НАК, а наутро - пресс-секретаря президента Дмитрий Пескова, анонсировавшего выступление Путина. В 10.13 Луговой в своём ТГ-канале заявил, что произошло предательство национального масштаба, а в 10.34 потребовал поставить предателей к стенке.
Разумеется, в числе тех, кто сразу занял , нельзя не назвать основателя Царьграда Константина Малофеева, который опубликовал пост с названием "Не надо":
Мы оказались перед лицом величайшей угрозы
Он опубликовал уже в 2 часа ночи 24 июня. После Малофеева в 2:07 пост в поддержку опубликовал Александр Дугин:
Да. Не надо. ... Смута для России страшнее всего. Только верность и сплоченность, мужество и справедливость.
В дальнейшем последовали заявления "Мы должны поддержать Путина" в эфире "Первого русского" совместно с Александром Дугиным.
Руководитель группы военных советников в ЛНР/ДНР Дмитрий Рогозин - выложил пост в 09.06: Знаю ситуацию на фронте не хуже Пригожина и свою позицию никогда не скрывал, но чем бы ни объяснялся вооруженный мятеж, это всё же именно вооруженный мятеж в тылу воюющей армии, в 09.38 призвал "немедленно это остановить", в 10.17 выложил видеообращение Путина, заявив от имени всех комбатов бригады "Царские волки" о его поддержке.
- Депутат Андрей Луговой
- Генеральный прокурор России Игорь Краснов
- Первый заместитель начальника ГУ Генштаба Вооружённых сил России Владимир Алексеев
- Заместитель Главы ВРНС Константин Малофеев
- Философ, политолог Александр Дугин
- Заместитель командующего Объединённой группировкой российских войск на Украине Сергей Суровикин
- Руководитель фракции "Справедливая Россия — За правду" в Госдуме России Сергей Миронов
- Руководитель группы военных советников в ЛНР/ДНР Дмитрий Рогозин
- Сенатор Андрей Клишас
СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ
Большинство представителей исполнительной и законодательной власти предпочитали дождаться развития событий, особенно на фоне новостей о быстром продвижении "Вагнера" в сторону Москвы. Зато после Владимира Путина в 10:00 по московскому времени начался настоящий парад заявлений в поддержку президента. Возможно, таким образом политические фигуры продемонстрировали соответствие занимаемым должностям.
В течение четырёх часов после заявления Путина с осуждением мятежа выступили большинство губернаторов и крупнейших политиков. Довольно большой перерыв между выступлением Путина и его последователей, вероятно, объясняется тем, что спичрайтеры "лоялистов" начали подготовку соответствующих речей только после слов президента.
Также любопытно, что в числе "умеренных" следует включить и руководителя Совета по правам человека при президенте России Валерия Фадеева
- Глава Республики Крым Сергей Аксенов
- Сенатор Алексей Пушков
- Губернатор Херсонской области Владимир Сальдо
- Академик Сергей Глазьев
- Первый заместитель председателя Совета Федерации Андрей Турчак
- Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров
- Главы ЛНР Леонида Пасечника
- Председатель Совета по правам человека Валерий Фадеев
- Глава ДНР Денис Пушилин
- Депутат Петр Толстой
- Глава Республики Северная Осетия Сергей Меняйло
- Губернатор Липецкой области Игорь Артамонов
- Губернатора Запорожской области Евгений Балицкий
- Губернатора Приморского края Олег Кожемяко
- Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин
- Директор департамента информации и печати МИД России Мария Захарова
- Губернатор Калужской области Владислав Шапша
- Губернатор Курской области Роман Старовойт
- Губернатор Рязанской области Павел Малков
- Депутат Александр Хинштейн
- Глава Республики Татарстан Рустам Минниханов
- Глава Чечни Разман Кадыров
- Председатель Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко
- Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков
- Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев
- Уполномоченный по правам ребенка в России Мария Львова-Белова
- Председатель ЦК Геннадий Зюганов
- Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров
- Губернатор Брянской области Александр Богомаз
- Мэр Москвы Сергей Собянин
- Директор СВР Сергей Нарышкин
Дальше о своей поддержке поочередно заявляли все губернаторы и политические фигуры.
НЕСООТВЕТСТВИЕ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ
Самое любопытное в происходящем – поведение тех больших руководителей, которые предпочли в роковой день 24 июня вовсе не показываться на публике и не говорить о своей позиции. На первое место среди них, разумеется, следует поставить министра обороны России Сергея Шойгу. По сути, Сергей Шойгу был вне публичного поля весь день 24 июня. По общему мнению, первые кадры с министром были опубликованы только 26 июня – это были кадры посещения министром "передового пункта управления одного из объединений Западной группировки войск".
Молчание министра выглядит тем более странным, что Евгений Пригожин пытался представить выступление "Вагнера" следствием конфликта именно с Сергеем Шойгу. "Вагнеровцы" требовали в штабе Южного округа выдать им именно Шойгу и Герасимова.
Аналогично повёл себя и начальник Генерального штаба Валерий Герасимов. По сути, о нём ничего не было слышно весь знаменательный день, никто не может вспомнить его публичных заявлений.
В нашем списке мы изначально брали именно политических фигур, а не чиновников, многие из которых в этот день молча делали свою работу. Как отметил премьер-министр Михаил Мишустин:
Члены правительства находились на своих рабочих местах, под руководством президента действовали чётко, слаженно. На всех уровнях сохранялись стабильные ситуации, чтобы не допустить усугубления обстановки и защитить граждан от всех возникающих возможных угроз.
Что с того
В своём выступлении по итогам подавления мятежа Владимир Путин подчеркнул, что именно настрой граждан, единство всей страны сыграли решающую положительную роль. Однако детали того, как складывалось это единство, очень важны. Особенно потому, что кто знает, когда оно потребуется снова и на кого в первую очередь нужно будет опираться главе государства.