Найти тему

Юлия Эмер: «Цифра» должна делать жизнь и работу комфортнее

В апреле проректором ТГУ по информационной политике и цифровым коммуникациям стала Юлия Эмер. В интервью газете Alma Mater она рассказала, почему избежать цифровизации в современном мире нереально, кто должен больше меняться – «железо» или люди и почему цифровая трансформация университета – это история, в которой каждый может сыграть свою роль.

Жизнь в цифре – это новые правила

– Юлия Антоновна, в вашей зоне ответственности теперь не только информационная политика, но и цифровые коммуникации. Сейчас много говорят о цифровой трансформации. Как она происходит и что самое важное в этом процессе?

– Понятия «цифра», «цифровизация», «цифровая трансформация» прочно вошли в наш обиход. Мы живем в эпоху цифры, она проникла во все сферы нашей профессиональной и личной жизни: смартфоны, умные телевизоры, часы, услуги, социальные сети, мессенджеры. Новый, но уже привычный мир характеризуется изменением поведенческих паттернов. Достаточно вспомнить, что поколение, родившееся после 1995 года, проводит более 74% времени онлайн (такие данные приводит Institute of Business Management). Впрочем, мы все, особенно в пандемические годы, проводим онлайн не только свободное время, но и большую часть рабочего дня. Мы все получили опыт дистанционного образования.

Конечно, для нашего университета дистанционное обучение не было в новинку, стремительный переход в онлайн прошел вполне безболезненно: мы освоили новый инструментарий, разработали новые форматы работы. Однако перед нами встал вопрос цифровой этики. Границы кабинета, аудитории и квартиры стерты, стали нужны новые правила дресс-кода, рамки рабочего дня, правила коммуникации со студентами и коллегами. Эти примеры демонстрируют скорость и направление развития цифровизации.

-2

Остаться в стороне от этого процесса невозможно, тема давно вышла за рамки профессионального IT-сообщества. Она обсуждается на международных и российских дискуссионных площадках, в том числе на университетских конференциях и форумах, таких как EdCrunch, Форум университетских городов, на стратегических сессиях по образованию и науке, в рамках исследовательских семинаров. Публикуется огромное количество исследований, отчетов о цифровой трансформации бизнеса, промышленности, здравоохранения и, конечно, образования.

Исследования показали, что в цифровой трансформации нет безусловных лидеров. Трансформация идет волнами, в разные годы та или иная индустрия оказывается впереди. В 1995 году лидерами были музыка, фотография, видеопрокат. В 2010 году пальму первенства перехватили медиаиндустрия и издательский бизнес, ТВ, туризм, HR, а после 2015 года – банковское дело, здравоохранение, автотранспорт, розничная торговля, телекоммуникации, образование (источник – DearMedia). В нашем университете ИДО был создан в 1998 году, то есть мы не только старожилы, но и лидеры в цифровой трансформации образования. Пандемия это подтвердила.

Нужно не только менять, но меняться

– Бытует мнение, что цифровая трансформация полностью зависит от IT-инфраструктуры. Значит, менять в первую очередь нужно её?

– Цифровая трансформация – это не только и не столько IT-инфраструктура. Это изменение основных процессов, видов деятельности с помощью цифровых технологий. И речь в этом случае идет в первую очередь не об IT, первым делом это поиск новых решений для актуальных исследовательских, образовательных, управленческих задач. Но, говоря о цифровой трансформации, сначала надо ответить на вопрос «зачем?», по-новому взглянуть на основную деятельность и изменить свои установки.

Интересный факт

Исследование компанией KMDA цифровой трансформации в России 2020 г. показало: 64% респондентов считают цифровую трансформацию необходимой в условиях современных вызовов. Приоритетные направления: цифровизация бизнес-процессов, работа с данными и управление клиентским опытом.
Ключевые препятствия для цифровой трансформации ― нехватка компетенций (53%) и сопротивление изменениям (45%). Важно, что эти факторы перевешивают даже недостаток финансирования (37%) и возможные риски совершить ошибочные действия (40%).

Основная задача цифровой трансформации – сделать комфортным «цифровое» существование человека в университете, спроектировать системы, удобные для преподавателя, студента, управленца. Сделать это можно только в коллаборации, когда проблему решает кросс-функциональная команда, где, кроме айтишников, есть специалисты – держатели процесса, но главное – конечные пользователи продукта. Взаимодействие с ними – это долгий процесс.

Вот сейчас, например, разрабатывается сервис, который облегчит оформление командировок. Казалось бы, процедура отработана, но каждая встреча разработчиков проходит в жарких дискуссиях: сказываются и большое число интересантов, и нормативные тонкости. А потом предстоит этап апробации, корректировки и доработки продукта.

Или, например, проблема подключения к проводному интернету в общежитиях иностранных студентов. Ее IT-специалисты решают вместе с управлением международных связей ТГУ, разрабатывая понятную инструкцию и удобную для студентов процедуру подключения. В работе по улучшению личного кабинета абитуриента, помимо управления нового набора и управления цифровых решений, принимает участие часть деканов и представителей приемной комиссий факультетов, скоро подключатся и студенты.

Цифровая культура ― один из ключевых факторов успеха цифровой трансформации. Если построить полную цифровую модель университета, а сами люди не изменятся ― цифровая трансформация не произойдёт.

Самообучение, гибкость и способность работать и принимать решения в условиях постоянных изменений ― наиболее востребованные навыки.

Диалог как инструмент решения задач

– Вы очень много говорите о необходимости взаимодействия. Почему акцент сделан на этом, ведь внедрение новых инструментов и технологий тоже важно для цифровизации?

– Безусловно, современное «железо» и технологии очень важны, странно было бы это отрицать. Вместе с тем я искренне убеждена, что формирование цифровой культуры университета, готовность к изменениям, рискам, гибким решениям, понимание временных неудобств, открытость коммуникации, обратная связь – это ключевые факторы, позволяющие сделать цифровой университет комфортным. Только диалог внутри университетского сообщества приведет к конструктивному решению возникающих проблем с вайфайем, «Персоной» и другими сервисами.

Цифровая трансформация определяет вызовы и для IТ-специалистов. Сейчас это переход на отечественное ПО, поиск аналогов привычных нам IT-инструментов, отражение ежедневных кибератак. Совсем скоро мы запустим курс, который приготовили специалисты управления информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Простым и понятным языком айтишники будут рассказывать о возможностях цифровых сервисов, в том числе наших, университетских, и о кибербезопасности.

Персональные устройства позволяют нам быть менее зависимыми от IT-департаментов. Мы пользуемся личными гаджетами, инструментами самообслуживания в выполнении рабочих задач. Мы выработали индивидуальные «цифровые» привычки. Сегодня разработчики могут сделать много сервисов, их можно административно внедрить, но если эти продукты не будут отвечать ожиданиям преподавателей или студентов, то останутся невостребованными. И это вызов, на который можно ответить, только понимая запросы университетского сообщества.

У нас в университете за последние восемь довольно много сделано в плане цифровизации образования, науки, формирования и развития IT-инфраструктуры. Но эта сфера по-прежнему требует инициативы, нестандартных решений. Как пошутил один из коллег: «Цифровая трансформация – это не спринт, это марафон». И это замечательно: есть время на обдуманные и выверенные решения, чтобы выстроить дружественным людям «цифровой мир» университета.

Источник