Найти тему
Святые места

Кого не любил Иоанн Кронштадтский? Рассуждает протоиерей Андрей Ткачёв

Фото Иоанна Кронштадтского
Фото Иоанна Кронштадтского

Вы часто цитируете Святого Иоанна Кронштадтского. Нашел запись в предсмертном дневнике от 15 августа 1908 года: "Господи, запечатлей уста и иссуши пишущую руку у Василия Розанова, глаголящего неправильную хулу на всероссийских киевских миссионеров". Я так понял, что отец Иоанн неодобрительно отзывался о деятельности Розанова.

Отвечает священник:

Да. Святой и праведный Иоанн Кронштадтский, ныне живущий на небесах, лучший священник Православной Церкви российской, лучший из всех ее эпох. Он плохо относился, мягко говоря, к Розанову, впрочем, так же, как и к Толстому. В его дневниках можно встретить пожелания о разных наказаниях для богохульствующего графа.

Но это лишь говорит нам о том, что совершенство совершенных несовершенно.

Иоанн Кронштадтский - богоносец. Он реальный богопросвященный человек. Но и от него может быть закрыто что-то в условиях исторических. Он может не все понять.

Если нам кажется, что святые знают все, то мы ошибаемся. Святые не знают все и не могут знать все. Потому что все знает только Бог. И Богу не угодно открывать все людям. То есть люди должны учиться друг у друга, вникать, заблуждаться иногда, чтобы смириться.

Розанов был непонятен в свое время. Для одних это был очень странный, для других - самый гениальный человек своего времени. А вот теперь, спустя годы, мы видим вклад Розанова в русскую культуру. Он совершенно уникальный. Розанов - реально гениальнее всех тех, с кем он общался. Гениальнее Толстого, Мережковских, совершенно титанического религиозного философа Владимира Сергеевича Соловьева.

Фото Василия Розанова, религиозного философа, литературного критика, публициста и писателя.
Фото Василия Розанова, религиозного философа, литературного критика, публициста и писателя.

Розанов гениальнее всех на три головы, по моему ощущению, например, а также по мнению многих исследователей. Он парадоксальный, он юродивый русской философии. А юродивого нужно не любить, его нужно бить, нужно гнать. Юродивого не надо понимать, его при жизни не понимают.

И Розанова никто не понимал при жизни.

Его считали юдофобом, половым развратником, певцом семейных бульваров, любителем наваристых щей и парадоксально бессовестным писателем.

А на самом деле у него было только две темы в жизни: Бог и семья. Больше нечего его не интересовало.

Он критиковал современную российскую действительность. Но любил царя и любил Церковь своею странною любовью. Но он молился.

Он странно умирал. Он умер под покровом Преподобного Сергия в Лавре. Короче, это столкновение великих. Оно в данном случае отчасти объясняется тем, что Розанов - юродивый русской философии.

А сегодня уже можно снять эту напряженность, этот вопрос. Потому что, например, Иоанн Кронштадтский не любил Толстого, он терпеть его не мог вообще, если честно. И если бы от него зависело, то Толстой умер бы еще в молодости, не дожив до яснополянского бегства. Но это была не воля отца Иоанна.

И получается, что мы должны изучать Толстого или нет? Должны. А почему? Да потому что он - одна из сияющих вершин мировой литературы, достояние России, наша гордость. Независимо от того, что Толстой в конце повредился в вере и уме, стал врагом Церкви, подпал под анафему. Справедливую анафему, к сожалению. И мы должны поминать молитвенно, чтить Иоанна Кронштадтского и должны изучать "Войну и мир" и "Анну Каренину". Это наша двоякая обязанность.

Мы ошибёмся, если скажем: "Толстого я буду читать, тогда Иоанна Кронштадтского не люблю, потому что он не любил Толстого".

Это грубейшая ошибка.

Или скажем так: "Я буду любить Иоанна Кронштадтского, а Толстого ненавижу вместе с ним".

Лев Толстой
Лев Толстой

Осторожней, Толстой как писатель достоин внимания. Мало ли кого при жизни не любили. Если бы мы подсчитали число епископов, которые ненавидели Иоанна Златоуста, мы бы ужаснулись. Там были сотни епископов. И расхожей была такая фраза патриарха Александрийского Феофила. Потом эта фраза перешла к Кириллу, его племяннику. Он говорил так:

"Если Златоуст - епископ, тогда Иуда - тоже апостол".

Эту фразу, как пословицу, произносили при жизни Златоуста и вскоре после его изгнаннической смерти. То есть его ненавидели лютой ненавистью православные архиереи всего Востока.

Большое видится на расстоянии.

Впоследствии история отдалила людей несколько от Златоуста, и перед ними выросла гора под именем Иоанн Златоуст. И они подумали:

"Боже, что же мы делали, мы гнали святого человека? Что мы делали вообще"?

Поэтому при жизни можно ошибиться. При жизни можно не распознать таланта, гения, способности. А потом мы думаем: "А вот оно что".

Поэтому будем выражать робкую надежду, смиренную на то, что батюшка Иоанн, стоящий перед престолом Божиим, уже имеет другие мысли о душе Василия Розанова, кости которого погребены в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры. Одна из дочерей его была монахиней. Скончался он от голода после революции и проклял ее, как умел проклясть только он, за ее тупое, такое хамское безбожие. Он умер с верой, причастившись. В вечности все снимается, там все по-другому.

Читайте также: