Найти в Дзене
Sunny Blues

«THE ROLLING STONES» собрали около полумиллиона зрителей на концерте 1969 года в Гайд-парке

Оглавление

Лето 1969 года было насыщенным временем для любителей концертов в Лондоне. В начале июня супергруппа BLIND FAITH отыграла свой долгожданный дебютный и как оказалось - единственный британский концерт в Гайд-парке, а затем, через месяц, настала очередь ROLLING STONES. Эти концерты проходили на берегу Змеиного озера в амфитеатре, известном под названием The Cockpit (на самом деле это заброшенный карьер, образовавшийся ещё в 17 веке). Поскольку концерты были бесплатными для всех, место не требовало никаких ограждений и не было особых проблем с безопасностью.

Концерты в Гайд-парке были детищем Blackhill Enterprises, компании по менеджменту, основанной Питером Дженнером, Эндрю Кингом и участниками группы PINK FLOYD.

Концерт в Гайд-парке, над сценой баннер Blackhill Enterprises:

Гайд-парк
Гайд-парк

Среди клиентов Blackhill Enterprises были Марк Болан, Рой Харпер и группа Эдгара Бротона, поэтому они были среди первых выступавших в Гайд-парке.

С 1968 по 1971 год прошло более десяти бесплатных концертов, в среднем по три в год. В первом, который состоялся 29 июня 1968 года, участвовали PINK FLOYD, JETHRO TULL, TYRANNOSAURUS REX и Рой Харпер. Через месяц после них на сцену вышли TRAAFFIC, THE NICE, PRETTY THINGS, THE ACTION и JUNIOR’S EYES. В августе пришла очередь FLEETWOOD MAC, FAMILY, FAIRPORT CONVENTION, ELECTION и TEN YEARS AFTER, а в в сентябре выступили THE MOVE, STRAWBS, Рой Харпер, THE ACTION и CLOUDS. Эти шоу были сравнительно небольшими и непринужденными мероприятиями с аудиторией, не превышающей 15 000 человек. Но все изменилось к следующему году, когда популярность этих концертов резко возросла.

Первый концерт 1969 года состоялся 7 июня и собрал 150 000 зрителей, пришедших посмотреть на BLIND FAITН, THIRD EAR BAND, Эдгара Бротона, Ричи Хейвенса и импровизированное выступление Донована. Но это были ещё цветочки по сравнению со следующим шоу 28 дней спустя, когда, как сообщается, полмиллиона человек пришли посмотреть THE ROLLING STONES.

В пятницу 4 июля, за день до концерта, лондонская газета Evening Standard выпустила специальный релиз Stones In The Park с цветной обложкой, что было весьма необычно для того времени. На ней была изображена группа, сидящая на полу в репетиционной комнате (предположительно, в студии Apple) в окружении своих усилителей и инструментов.

Специальное издание Evening Standard:

THE ROLLING STONES
THE ROLLING STONES

Мик Тейлор на фото с Gibson SG Standard с вибрато Bigsby. У Билла Уаймена - очень редкий бас Vox Astro IV, а Кит держит в руках Gibson Flying V. Такие гитары были сделаны в 1958-59 годах. Их было выпущено менее ста штук, поэтому в 1969-м Flying V была достаточно дефицитным и престижным инструментом. Если верить Биллу Уаймену, именно этот экземпляр изначально принадлежал не кому иному, как легендарному блюзмену Альберту Кингу.

Кит и Flying V
Кит и Flying V

Это был тот единственный раз, когда «V» Кита можно было увидеть на сцене, в 1971 году она оказалась в числе нескольких гитар, которые украли в Неллкоте, на его вилле на юге Франции, во время сессий альбома Exile On Main Street.

Уже около полудня тысячи людей заняли каждый свой квадратный метр травы. Многие пришли ещё раньше и ночевали в шезлонгах и спальных мешках. Костры и прочие атрибуты выживания на открытом воздухе в такой ситуации неизбежны и воздух был насквозь пропитан запахом горелой жимолости.

День концерта
День концерта

Месяцем ранее хедлайнерами здесь были BLIND FAITH, и несмотря на то, что группа Клэптона и Ко была широко разрекламирована, выглядело всё слишком низкобюджетно. Сцена была небольшой, простенькой, без какого-либо фона. Поэтому многие фаны вместо того, чтобы смотреть на группу и её стеки усилителей Marshall, глазели на строительство 33-этажной башни, которая была видна за сценой.

Но для STONES деньги, видимо, не имели значения, их сцена была во много раз больше, её украсили пальмами и задником с гигантским изображением обложки Beggars Banquet - альбома RS. Так что атмосфера была на порядок привлекательнее, чем месяц назад.

Общий визуальный эффект несколько подпортили десятки друзей, жен, любовниц, фотографов, секьюрити-байкеров, разных прихлебателей, сидящих на строительных лесах с обеих сторон.

Афиша
Афиша

Был очень жаркий день, изобилие воды и прочих напитков в свободном доступе на подобных мероприятиях тогда было ещё лишь в мечтах маркетологов, и зрители изнемогали от выступлений разогрева.

Разогревали KING CRIMSON, FAMILY, BATTERED ORNAMENTS, THIRD EAR BAND и NEW CHURCH Алексиса Корнера. CRIMSON в то время еще были мало кому известны. Но шума в музыкальных газетах по их поводу было уже много, а их дебютный альбом In The Court Of The Crimson King должен был выйти через три месяца. Это был тот первоначальный состав CRIMSON, в который входили Роберт Фрипп, Грег Лейк, Иэн Макдональд, Майкл Джайлз и автор текстов Пит Синфилд. Сэм Катлер представил их, заявив в микрофон с убийственной проницательностью, что «эта новая группа собирается пройти долгий путь». В их сет-лист вошли теперь уже всем известные 21st Century Schizoid Man, The Court of the Crimson King, Get Thy Bearings (кавер на песню Донована), Epitaph, Mantra, Travel Weary Capricorn и Mars: The Bringer of War.

А ещё были байкеры. Вся эта история видится несколько странной. В самый разгар хиппистских идей мира и любви в Америке вошло в моду нанимать байкеров из Hell Angels для охраны сцены и оборудования на открытых площадках. Говорят, что эту сомнительную тенденцию начала группа GRATEFUL DEAD, которая особенно любила идентифицировать себя с ангелами вне закона. Чем это всё закончилось в Альтамонте в декабре того же года, хорошо известно.

Но Британия - не Америка, местные Hell Angels хоть и выглядели достаточно угрюмо, но всё же не были похожи на своих американских собратьев с откровенно бандитской внешностью. В тот день было всего двенадцать арестов, и в полицейском отчете говорилось, что 50 ангелов, нанятых STONES, оказались «совершенно неэффективными». Один из немногих проколов Джаггера как мозгового центра группы (поскольку это, безусловно, была его идея).

 ROLLING STONES
ROLLING STONES

BATTERED ORNAMENTS получили желанный второй слот поддержки непосредственно перед STONES, - вероятно потому, что ими также управляла компания Blackhill Enterprises. Их основатель Пит Браун, хорошо известный как автор текстов группы CREAM, был изгнан из BATTERED ORNAMENTS всего за несколько дней до концерта, и они выступили в Гайд-парке без него. Гитарист Крис Спеддинг взял на себя вокал.

Как позже рассказал Спеддинг: «Мы уволили Пита Брауна, потому что нам не нравился его вокал. Но никто из нас, к сожалению, не смог петь лучше него. В группе просто не было хорошего вокалиста». Браун же появился со своей новой группой PIBLOKTO! в том же 1969 году, и они записали пару альбомов для лейбла Harvest.

THE STONES не выступали публично более двух лет, и концерт должен был стать презентацией их нового вундеркинда-гитариста Мика Тейлора, только что перебравшегося в группу из BLUESBREAKERS Джона Мэйолла.

Тремя неделями ранее, 13 июня на фотосессии в Гайд-парке, Тейлора представили прессе. И к бесплатному концерту в спешке выпустили сингл Honky Tonk Women, записанный с Тейлором 1 июня.

Они репетировали в подвальной студии THE BEATLES - Apple на Сэвил-Роу и соcтавили сет из 14 песен, большая часть которых была взята из альбома Beggars Banquet и еще не выпущенного Let It Bleed, а также добавили несколько синглов и треков из более ранних альбомов.

Перед тем, как THE STONES вышли на сцену, ведущий концерта и тур-менеджер Сэм Катлер призвал людей спуститься с деревьев, на которые они забрались, чтобы хорошо видеть происходящее. Заявление Сэма выглядело примерно так: «Слушайте меня, пипл. Вокруг этого парка много деревьев, и у этих деревьев много ветвей. Вы можете повредить некоторые из них. Пожалуйста, не портите деревья. Деревья тоже чувствуют, как и люди».

THE STONES вышли на сцену ближе к вечеру под бурные и продолжительные аплодисменты. Мик неоднократно призывал к тишине, после ровным, бесстрастным монотонным голосом помянул Брайана Джонса, который умер за два дня до этого. Когда Джаггер закончил, роуди был дан сигнал выпустить тысячи белых бабочек из картонных коробок по обеим сторонам сцены.

Белые бабочки в честь Брайана Джонса
Белые бабочки в честь Брайана Джонса

Роллинги открыли сет песней I’m Yours And I’m Hers - слайд-гитарный кавер на трек Джонни Винтера из его одноименного дебютного альбома, вышедшего в апреле 1969 года.

Необычный выбор, если учесть, что оригинальной версии Винтера на тот момент было всего несколько недель. Большая части публики, видимо, не поняла, но как выяснилось позже, I’m Yours And I’m Hers сразу стала любимой песней Брайана Джонса. Из неё рванули прямо в Jumpin’ Jack Flash, прозвучавшую очень хорошо.

THE STONES
THE STONES

В сет вошли четыре песни с Beggars Banquet, а также две с альбома Let It Bleed, который выйдет в самом конце 1969-го. Самой старой песней была Down Home Girl с их второго LP 1965 года Rolling Stones No.2 (американское название Rolling Stones, Now!). Еще одним сюрпризом стала Loving Cup, которая была записана во время сессий Let It Bleed, но увидела свет только через два года на альбоме Exile On Main Street, причем в новой, более быстрой версии.

Когда в конце шоу зрители начали расходиться, на сцене появилось объявление о том, что каждый, кто соберет мешок мусора, получит копию сингла Honky Tonk Women, выпущенного накануне. Позже было подсчитано, что из парка вывезли 5 тонн мусора, и было сообщено об общем ущербе всего в 100 фунтов стерлингов. Причем большая часть ущерба - деревья, о которых беспокоился Сэм Катлер.

Концерт
Концерт

Новичок Мик Тэйлор проявил себя очень хорошо, учитывая, что это было его первое живое выступление со STONES.

В целом же выступление группы было недостаточно отрепетировано, а гитара Кита иногда немного не строила. Но в то время такие вещи мало кого волновали.

Музыка тогда не была доступна 24/7, как сейчас, и все были в восторге от того, что просто увидели THE STONES, и к тому же бесплатно.

Кит менял свой эксклюзивный Flying V на более прозаичный Gibson ES330, а Тейлор задействовал Gibson SG Standard и Les Paul цвета санбёрст. Билл Уаймен раскопал свой бас Framus 5/150 Star 1964 года выпуска, который он прозвал The Humbug (нелепый).

Framus Билла Уаймена:

Framus 5/150, серийный номер 63930
Framus 5/150, серийный номер 63930

Кит Ричардс признал в интервью 1971 года: «Мы играли довольно плохо, ведь мы не играли несколько лет. Но нас приняли, потому что они просто хотели снова услышать, как мы играем».

Хотя концерт в Гайд-парке 1969 года проигрывал их старым выступлениям, но он стал для STONES определенным шагом вперед.

Это был окончательный момент их перехода от группы, больше ориентированной на выпуск синглов и гастроли, в полноценную группу, выпускающую рок-альбомы. Хотя это долго ещё не будет официальным фактом, но BEATLES постепенно прекращают своё существование, и STONES могут свободно завоевывать Америку и становиться ведущей стадионной рок-группой в мире.

Концерт в Гайд-парке
Концерт в Гайд-парке

В последующие недели пресса много внимания уделила гардеробу Мика Джаггера, который вышел на сцену в белых брюках, белой тунике и собачьем ошейнике. Одежда была изготовлена дизайнерской студией Mr. Fish. Поносившись по сцене несколько песен в таком наряде, Мик снял тунику и остался в майке, что неудивительно, учитывая жаркий летний день.

Мик Джаггер
Мик Джаггер

Джаггер, Дэвид Боуи и Марк Болан со своей неумеренностью в нарядах были теми, кто непосредственно вдохновил британскую глэм-сцену начала 70-х. Кит Ричардс казался немного невзрачным в первые дни существования STONES, когда его затмевали Мик и Брайан с их великолепными прическами. Но в Гайд-парке волосы Кита стали длиннее, и он в целом стал выглядеть более соответствующе. Именно здесь начал формироваться его классический образ 70-х.

Мик общается со зрителями
Мик общается со зрителями

Через год, 18 июля 1970 года на очередном бесплатном концерте в Гайд-парке, PINK FLOYD анонсируют свой альбом Atom Heart Mother почти за три месяца до его выпуска. В поддержку FLOYD выступали Рой Харпер, Кевин Айерс, EDGAR BROUGHTON BAND, FORMERLY FAT HARRY и Лол Коксхилл. THIRD EAR BAND и в этот раз должны были выступить, но по необъявленным причинам они так и не появились. Но это уже история для другой статьи.

Сет-лист THE ROLLING STONES:

1. Посвящение Брайану Джонсу

2. I'm Yours And I’m Hers

3. Jumpin Jack Flash

4. No Expectations

5. Mercy, Mercy

6. Stray Cat Blues

7. I'm Free

8. Down Home Girl

9. Love in Vain

10. Loving Cup

11. Midnight Rambler

12. (I Can’t Get No) Satisfaction

13. Honky Tonk Woman

14. Street Fighting Man

15. Sympathy for the Devil

За сценой
За сценой

Марка к 60-летию ROLLING STONES:

Концерт в Гайд-парке
Концерт в Гайд-парке

Читать также: