Найти в Дзене
Sunny Blues

Пять песен известных групп, заимствованных у Чака Берри

Оглавление

Бесчисленное количество гитаристов перенимали и перенимают гитарные фразы и риффы у Чака Берри, некоторые из которых он опять же придумал не сам, а перехватил у кого-то ещё.

Но цитировать ведь можно по-разному, в каких случаях музыканты переходят черту? Видимо тогда, когда Чак об этом сам заявляет.

Чак Берри
Чак Берри

Учитывая, что группы выпускали эти песни на пластинках и зарабатывали на этом деньги, вот пять явных заначиваний с огорода Чака Берри.

THE BEACH BOYS - Surfin’ U.S.A. - 1963 год

Хит BEACH BOYS, это по сути - Sweet Little Sixteen Чака, имя которого не указано на пластинке, но с новым текстом, написанным лидером THE BEACH BOYS Брайаном Уилсоном и их вокалистом Майком Лавом.

Уилсону очень понравилось, как Чак в Sweet Little Sixteen спел об известных городах США, и он подумал, что песня, рассказывающая о лучших местах для серфинга в Калифорнии, вполне сможет стать хитом.

«Я просто взял Sweet Little Sixteen и сделал из неё что-то свое», - сказал Уилсон в 2015 году.

Если кто-то смотрел Кадиллак Рекордс - биографический фильм о Леонарде Чессе, вы помните, как Чак Берри, которого играет Мос Деф, очень недоволен откровенным присвоением Уилсоном его музыки. Однако в реальности Чаку понравилась Surfin’ U.S.A., и говорят, он даже похвалил BEACH BOYS.

«Мы столкнулись с Чаком Берри в Копенгагене, и он сказал нам, что ему очень нравится Surfin’ U.S.A.», - вспоминает гитарист BEACH BOYS Карл Уилсон.

Однако это не помешало Чаку потребовать свою долю.

В результате менеджер BEACH BOYS Мюррей Уилсон передал песню лейблу Берри, Arc Music, и некоторое время в качестве автора песни указывался только Берри, но в последующие годы Берри и Уилсон поделили права на неё.

THE BEACH BOYS - Fun, Fun, Fun - 1964 год

Опять те же ребята!

Поставив на проигрыватель этот ранний хит «Пляжных парней», вы вполне справедливо могли бы подумать, что перепутали конверты, и Чак Берри играет очередную версию своей вневременной песни Johnny B. Goode, написанной им в 1958-м.

Но Чак Берри не подал в суд, а возможно и не выиграл бы, если бы судьи послушали Ain’t That Just Like a Woman Луи Джордана 1946 года.

Рассказывая о своем стиле, Чак объяснил: «Главным парнем для меня был Луи Джордан. Я хотел петь, как Нэт Коул, с такими текстами, как у Луи Джордана, свинговать, как Бенни Гудман, играть на гитаре, как Чарли Кристиан, но с риффами Карла Хогана и душевностью Мадди Уотерса».

THE BEATLES - I Saw Her Standing There - 1963 год

«С первой минуты, как мы услышали великолепное гитарное вступление Sweet Little Sixteen, мы стали поклонниками великого Чака Берри», - сказал Пол Маккартнии. «Мы узнали от него очень многое из того, что привело нас в сказочный мир рок-н-ролла».

Пол адаптировал басовую линию чаковской I’m Talking About You, которую THE BEATLES исполнили на BBC в 1963 году.

«Я играл точно такие же ноты, как и он, и это идеально подошло для I Saw Her Standing There», - рассказывает Пол Маккартни в своей автобиографии. «Причем даже теперь, когда я рассказываю это людям, мало кто мне верит, но я утверждаю, что басовый рифф не обязательно должен быть оригинальным».

THE BEATLES - Come Together - 1969 год

Песня Джона Леннона, открывающая альбом Abbey Road, начинается с пары строчек, заимствованных из второго куплета песни Чака Берри 1956 года You Can't Catch Me с небольшим изменением: Леннон поет «Here come old flat top, he come groovin' up slowly», в то время как оригинал Берри был: «Here come a flattop, he was movin’ up with me».

Первоначально Come Together была сыграна в более быстром темпе, чем на Abbey Road. Получилось слишком уж похоже на песню Чака Берри.

И Маккартни предложил изменить темп и ритм, чтобы не было столь очевидного сходства и в тексте и в мелодии: «Я сказал: «А давайте замедлим её, сыграем бас и барабаны в стиле свамп-блюза». Я придумал басовую линию, и все остальное вытекло из неё».

Но это не помешало лейблу Чака Берри Big Seven Music подать иск о нарушении авторских прав.

История была урегулирована во внесудебном порядке после того, как Леннон согласился участвовать в записи трёх песен из каталога Big Seven.

THE YARDBIRDS - Jeff’s Boogie - 1966 год

Эта энергичная инструментальная композиция стала изюминкой Roger the Engineer, психоделик-рок-альбома YARDBIRDS с участием Джеффа Бека.

Тема явно заимствует реплики из веселого шумного рок-н-ролла Чака Guitar Boogie 1958 года, который в свою очередь имеет непоследнее отношение к одноименному 12-тактовому вестерн-свингу Артура Смита 1948 года. Неудивительно, учитывая, что стиль Берри родился из сплава ритм-энд-блюза и кантри.

Версия Бека стала одним из ключевых моментов его концертных шоу, а в 1984 году он сыграл её вместе со Стиви Рэем Воном , и потом снова в 1989-м во время их совместного тура.

Читать также: