Найти в Дзене
Sunny Blues

Лучшие композиции Джина Крупа: познакомимся с одним из самых взрывных и харизматичных барабанщиков в истории джаза...

Оглавление

Игра на барабанах уже никогда не была прежней после того, как в джазе появился Джин Крупа, человек с палочками, которого прозвали «Чикагская вспышка».

Джин Крупа
Джин Крупа

Крупа осветил джазовую сцену 1930-х, как сверхновая звезда, посколько ранее барабанщики были сродни человеку-невидимке. Их воспринимали как наименее квалифицированных музыкантов, и даже их место на сцене как будто в насмешку специально указывало на то, что они представляют собой по отношению к другим участникам бэнда.

Их роль считалась вспомогательной и заключалась в том, чтобы держать правильный размер и следить за правильным ритмическим течением музыки. Да, конечно, это была важная задача, но обычно и другие музыканты, и зрители относились к ней как к чему-то само собой разумеющемуся.

Джин Крупа все изменил

Приступив к популяризации барабанных соло и представив то, что ранее было просто фоном, как инструмент, призванный демонстрировать мастерство и виртуозность, он очень быстро стал знаменитостью.

Джин Крупа
Джин Крупа

Барабанное соло стало радикальным новшеством и напрямую было связано с тем, что Крупа внес ключевые изменения в свою установку. Ещё в начале 1920-х годов барабанщик из Нового Орлеана Бэби Доддс определил как норму обязательное наличие малого барабана и хай-хэта, и Крупа добавил к ним томы, которые он очень точно настраивал, чтобы они гармонировали со звуком малого барабана, и дополнительные тарелки, чтобы придать общему звучанию всей барабанной установки больше тонального колорита.

Впервые Крупа произвел фурор, будучи ещё подростком-вундеркиндом. Чикаго 1920-х. Его пульсирующая полиритмичная игра зажигала и без того яркую чикагскую джазовую сцену. Он буквально взлетел на вершину своей профессии, играя с легендарным трубачом Биксом Байдербеке, затем добился успеха в культовой группе эпохи свинга Бенни Гудмана, и наконец приступил к сольной карьере. Крупа умер в 1973-м, и к этому моменту он накопил огромный бэк-каталог, который включал как множество выступлений с заметными джазовыми фигурами, так и не меньшее количество различных сольных проектов.

Время становления

Юджин Бертрам Крупа родился в 1909 году в бедном южном районе Чикаго в семье польских иммигрантов. Он был самым младшим из девяти детей, и впервые увлекся джазом, помогая своему брату в музыкальном магазине. Будущему барабанщику тогда было около десяти лет. Некоторое время он пробовал приобщиться к альт-саксофону, но с самого начала его больше тянуло к барабанам. К 13 годам Крупа был уже полностью одержим джазом, постоянно практиковался, и вскоре начал регулярно играть с местными джазовыми и танцевальными группами.

Джин Крупа
Джин Крупа

В этот момент его мать, убежденная католичка, решила коренным образом изменить судьбу отбивавшегося от рук джазмена и отправила его учиться на священника в семинарию в Индиане. Он продержался там год, после чего вернулся к музыке, мгновенно поднявшись по карьерной лестнице джазовой сцены Чикаго.

В 1927 году в возрасте 18 лет Крупа первый раз в жизни записался на студии. С группой Реда Маккензи они записали хард-свинговый сингл Nobody’s Sweetheart, который отличился тем, что стал одной из первых записей на пластинке 78 оборотов в минуту с полной барабанной установкой. Правда, её немного приглушили ковриками, чтобы не перегружать записывающее оборудование.

А вот в веселой Mama’s Gone, Goodbye барабаны Крупа, и особенно его тарелки, слышны намного лучше. Этот сингл он записал в 1928 году с бэндом THELMA TERRY AND HER PLAYBOYS.

Бенни Гудман

На обеих пластинках игра Джина Крупа кажется несколько сдержанной, но по мере совершенствования техники записи он смог играть с полной громкостью и интенсивностью. Большим прорывом стало для него присоединение к группе Бенни Гудмана в 1934 году. К тому времени стиль Крупа вновь изменился; он свинговал всё более агрессивно и перебрался в размер 4/4 из более простого 2/4 - стиль, который далее стал присущ чикагскому джазу с влиянием Нового Орлеана.

Крупа привнес в группу Гудмана импульсивную энергичную ритмическую основу, которая вывела ансамбль на совершенно новый уровень. Он намеренно использовал очень высокие движения рук, превращая таким образом свою игру в потрясающую визуальную драму. Пик сотрудничества Крупа с Гудманом пришелся на январь 1938 года, когда группа, возглавляемая кларнетистом, выступила в Карнеги-холле, огромном зале, где традиционно выступали только оркестры классической музыки.

Этот концерт джаз-бэнда стал легендарным, после него Гудман получил титул «Короля свинга». Но больше всего аплодисментов досталось Крупу за его динамичные томы в эпической 13-минутной версии Sing Sing Sing, в оригинале - композиции Луи Прима.

Don’t Be That Way - в ней отлично проявлен динамический диапазон Крупа. Он начинает очень тонко, почти нежно, затем добавляет несколько взрывных акцентов на бас-барабане, короткие, скоростные брейки на малом барабане, постепенно разгоняя тему по динамике.

Еще один аспект мастерства Крупа можно услышать в быстрой энергичной China Boy, где он играет щетками.

Gene Krupa’s band

В результате Джин Крупа потихоньку начал затмевать Гудмана в его же собственной группе, и кларнетисту совершенно не понравилось делить славу со своим барабанщиком, порой ещё и проигрывая ему. Он попытался как-то снизить блеск человека с палочками, начав ограничивать по времени его соло, с восторгом воспринимаемые публикой.

Так не могло продолжаться долго. Крупа ушел, чтобы собрать свою собственную группу. Первой значительной записью новой группы стала Jungle Madness 1938 года, отличная витрина для динамичных томов Крупа.

Би-сайд пластинки Apurksody, которую многие считают первой фирменной мелодией барабанщика, была менее драматичной - среднетемповый инструментал, подчеркивающий работу барабанов в ансамбле, но одновременно доказавший всем, что не все, что он играет, является средством для показной виртуозности.

Пройдет год, и оркестр Крупа выпустит целую серию синглов на 78 оборотов в минуту, первый из которых сразу стал хитом - это Drummin’ Man, заразительный свинг биг-бэнда, управляемого барабанами Крупа с участием певицы Айрин Дэй.

Хит за хитом, американские чарты взорвала медленная спокойная Quiet And Roll 'Em с акцентом на медные духовые инструменты.

И еще один опус на перкуссионную тематику, авторский ритм-энд-блюз Drum Boogie, также приправленный вокалом Дэй.

В 1941 году Крупа снова добился успеха с зажигательным свингом Let Me Off Uptown. К тому времени в его группу вошли бойкая молодая певица по имени Анита О'Дэй и трубач-виртуоз Рой Элдридж.

Несомненный талант Роя ярко просиял в двух классических произведениях Kрупа того периода - быстрой и слегка сумбурной After You’ve Gone.

И балладе Rockin’ Chair.

Группа и её лидер-барабанщик были на подъёме, и как гром среди ясного неба американская пресса 1943 года запестрела заголовками «Джин Крупа арестован за хранение наркотиков» - обвинение, которое барабанщик отрицал до конца жизни. 90 дней тюремного заключения серьёзно запятнали его репутацию и основательно подпортили карьеру.


Джин Крупа в 40-х и 50-х годах

Не будем однако забывать, что 40-е - это не 70-е. И американская таблоидная пресса нескоро простила ему происшедшее, долгое время называя в статьях не Джин Крупа, а «наркоман».

Крупа вернул свою карьеру в нужное русло во многом благодаря джазовому импресарио Норману Гранцу, который представил барабанщика на своих новаторских концертах Jazz At The Philharmonic, начавшихся в 1944 году.

Позже, в 1950-х годах, Крупа реально и заслуженно процветал на лейблах Granz's Clef и Verve, где недавно разработанные долгоиграющие пластинки со скоростью вращения 33 1/3 об/мин позволили барабанщику записывать концертные выступления, доносящие до потребителей винила то, как он играл вживую.

Кульминацией работы Крупа на Verve стал альбом его биг-бэнда 1956 года Drummer Man - Gene Krupa In Highest FI, в котором он воссоединился с О’Дэй и Элдриджем. Вместе они записали новые версии трех выше упомянутых классических мелодий, которые попали в чарты ещё в 1941 году. Из свеженького яркими моментами стали Boogie Blues со слегка сиплым прокуренным вокалом Аниты О'Дэй.

А также Leave Us Leap, трек с явным влиянием Каунта Бэйси, продемонстрировавший новую способность Крупа вести за собой группу одновременно плавно и бегло.

Крупа настолько стал известен в 50-х годах, что его пригласили сняться в нескольких голливудских фильмах, в том числе в двух биографических - «История Гленна Миллера» и «История Бенни Гудмана», где он сыграл самого себя.

А в 1959 году он увидел на киноэкране самого себя в образе актера Сэла Минео в фильме «История Джина Крупа». Заглавный слоган фильма прозвучал так: «Это он выковал дикий темп для эпохи джаза!»

Эпические барабанные баттлы

Знакомство с творчеством Джина Крупа явно будет неполным, если не упомянуть некоторые совершенно сенсационные треки, созданные в результате его сотрудничества с ещё одним мастером игры на барабанах Бадди Ричем.

Первым альбомом Крупа с участием нью-йоркского барабанщика стал The Drum Battle 1952 года. И это был первый LP, который Крупа записал для лейбла Clef, принадлежавшего музыкальному магнату Норману Гранцу.

Пластинку писали вживую в Карнеги-холле. Мероприятие проходило в рамках Jazz At The Philharmonic Гранца, и на заглавном треке присутствует Рич.
Трек представляет слушателю яростный шквал перкуссионных обменов между двумя барабанщиками, и их громоподобные роллы, сейсмический грохот томов и взрывные удары по тарелкам вызывают аплодисменты и крики присутствующих любителей джаза.

После этого в 1956 году была их совместная студийная работа, которая привела к захватывающей дуэли между Джином и Бадди на Bernie’s Tune.

После шестиминутного перкуссивного перекрестного града парадидлов начинается свинговая композиция с участием трио Оскара Петерсона, дополненного трубачами Диззи Гиллеспи и Роем Элдриджем. В том же альбоме Крупа играл без Рича в Gene’s Blues, где в очередной раз продемонстрировал свое умение вести за собой бэнд мощным свинговым ритмом.

Последняя совместная работа двух барабанщиков в студии состоялась в 1962 -м, результатом стал альбом биг-бэнда 1962 года под названием Burnin' Beat с зажигательными версиями Jumpin' At The Woodside Каунта Бэйси и It Don’t Don't Don't (If It Ain’t Got That Swing) Дюка Эллингтона.

После альбома Burnin' Beat Крупа записал еще три альбома, последний из которых вышел в 1972 году, за год до его смерти в возрасте 64 лет.

Концепция яркого барабанного соло, которую он запатентовал еще в 1930-х годах, вышла далеко за рамки свинга, и была подхвачена новым поколением виртуозов - рок-барабанщиков, таких как Джон Бонэм из LED ZEPPELIN или Кит Мун из THE WHO.

Джин Крупа, сочетая в себе скорость, мастерство, энергию и выносливость, стал образцом для многих барабанщиков последующих поколений.

Читать также: