Что теперь выпускает ЧЗСА или импортозамещение не на словах, а на деле

40K прочитали

Постоянные читатели канала "Строительная техника и транспорт" наверняка помнят, что в октябре у меня был индустриальный тур в столицу Чувашии. Я посетил ряд машиностроительных предприятий региона, среди них – Чебоксарский завод силовых агрегатов. Мой интерес к ЧЗСА возник неспроста. Летом этого года прошла череда новостей о начале производства на этом предприятии сразу трех видов мобильной техники под брендом "Силант" – вилочных погрузчиков, самоходных тракторных шасси и многофункциональных автомобилей-вездеходов.

Для начала небольшой экскурс в историю. В советскую эпоху производственные мощности ЧЗСА были частью Чебоксарского завода промышленных тракторов. В 1993 году на этих площадях образовано предприятие "Дизельпром", оно специализировалось на изготовлении элементов ходовых систем, а также сборке и ремонте двигателей МТU для тракторов ЧЗПТ. В 2002 году предприятие переименовано в Чебоксарский завод силовых агрегатов.

За прошедшие годы было освоено производство комплектующих (OEM-компонентов) и их конвейерные поставки на российские и зарубежные машиностроительные предприятия. Это элементы систем охлаждения для двигателей Ярославского и Тутаевского моторных заводов, опорные катки для тяжелых тракторов Т35 и Т40 завода "Промтрактор", тандемные тележки для автогрейдеров завода "Брянский Арсенал" и Петербургского тракторного завода, ведущие мосты для фронтальных погрузчиков ЧСДМ и рыбинского "Завода дорожных машин". С 2018 года начат выпуск элементов насосного оборудования для глобальных мировых компаний, локализовавших производство в России, – Danfoss, Grundfos и Willo.

В июне 2021 года на ЧЗСА стартовал проект "Мобильная техника". Наладив изготовление сложных компонентов для сторонних производителей, руководство предприятия приняло решение выпускать свою технику на собственных агрегатах. Для этого имеются необходимые технологические, производственные и конструкторские возможности. ЧЗСА является предприятием полного цикла, с парком современных металлорежущих станков, оборудованием для термической обработки и гальваники, имеет механосборочное производство. На заводе есть лаборатория входного контроля химического состава и структуры материалов. Лаборатория выходного контроля оснащена координатно-измерительной машиной Zeiss.

Координатно-измерительная машина Zeiss в процессе определения геометрических параметров детали. Машина интернирована в единую систему с потребителями OEM-компонентов, все замеры они могут видеть в режиме реального времени
Координатно-измерительная машина Zeiss в процессе определения геометрических параметров детали. Машина интернирована в единую систему с потребителями OEM-компонентов, все замеры они могут видеть в режиме реального времени

Ключевым продуктом в новом проекте являются вилочные погрузчики, на них делается основная ставка. Поясню, почему. До начала СВО российский рынок вилочных погрузчиков составлял порядка 18 тыс. единиц в год. Из них менее 500 штук – отечественного производства, причем, в значительной степени, это техника собранная из импортных комплектующих. В связи с известными событиями европейские и японские производители в 2022 году ушли из России, а это порядка 50% рынка, остались лишь китайские и южнокорейские бренды. Таким образом, потенциал для наших машиностроителей очень высокий, только работай.

Как отмечает генеральный директор ЧЗСА Александр Дмитриев, перед заводом стояла задача за полтора года освоить выпуск мобильной техники: выполнить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, подготовить производство. Однако события 24 февраля заставили экстренно ускориться. На рынке образовался колоссальный дефицит вилочных погрузчиков. Китай не поспевает, а наша промышленность пока не готова заполнить образовавшийся вакуум. Кроме того, помимо сокращения импорта погрузчиков, возникли проблемы с поставками запчастей для находящейся в эксплуатации зарубежной техники. Крупные торговые сети, одни из основных потребители вилочных погрузчиков, теперь сами обращаются на завод с просьбой спасти положение.

За достаточно короткий срок предприятию удалось запустить в серию широкую линейку вилочных погрузчиков "Силант". Это модели с дизельным двигателем грузоподъемностью от 1,5 до 5 т, с газобензиновым – грузоподъемностью от 1,5 до 3,5 т и с электрическим – грузоподъемностью от 1,5 до 2 т.

Сейчас локализация погрузчиков составляет порядка 80%. Все металлоконструкции своего производства. Освоен выпуск собственных управляемых мостов. Стоит задача заменить корейские ведущие мосты на свои. В настоящее время проходит испытания ведущий мост ЧЗСА для 5-тонной модели. В 2023 году завод должен запустить в серию ведущие мосты для всей линейки погрузчиков. Японские дизельные двигатели заместили на минские: на погрузчик грузоподъемностью 5 т устанавливают ММЗ Д-243, на модели грузоподъемностью 2, 2,5, 3 и 3,5 т – ММЗ 4D и 4DT (турбо), на модели грузоподъемностью 1,5 и 1,8 т – ММЗ 3LD. Импортную гидравлику заменили на отечественную. Вместо болгарских приборных панелей применяют белорусские.

Из "недружественных" комплектующих остались японские газобензиновые моторы, европейские тяговые электродвигатели и корейские гидромеханические трансмиссии. Вы наверно удивитесь (я, честно говоря –да), но электродвигатели на ЧЗСА тоже станут делать свои. Уже в 2023 году. Кроме того, в рамках машиностроительного кластера Чувашии, с использованием инструментов государственного финансирования, наладят производство гидромеханических трансмиссий. Конструкторская документация на них уже разрабатывается. С освоением ГМТ погрузчики на 100% будут локализованы.

Теперь об еще одной новинке ЧЗСА – самоходном тракторном шасси "Силант" "Универсал". Наверняка все кто постарше помнят тракторное шасси Т-16 с расположенным спереди кузовом. В советскую эпоху эта машина выпускалась Харьковским заводом тракторных самоходных шасси. Как универсальное транспортное средство и носитель разного навесного оборудования такой трактор был очень востребован в сельском хозяйстве, в дорожных и коммунальных службах и других отраслях. После распада СССР производство тракторных шасси было освоено на Владимирском тракторном заводе, а в начале 2010-х годов переведено на Саранский экскаваторный завод САРЭКС, где их делали до 2017 года. Последние 5 лет шассики не выпускались. За все время производства (с середины 50-х годов) было собрано порядка 600 тыс. единиц таких тракторов.

Поскольку потребность в такой технике осталась, отечественных аналогов нет, а зарубежные стоят многократно дороже, было решено возродить ее производство. В отличие от своих предшественников чебоксарский "Универсал" кардинально переработан. У него усилена рама. Она состоит не из труб, как прежде, а из П-образных лонжеронов и поперечин. Грузоподъемность увеличена с 800 кг до 1,5 т. Механическая трансмиссия заменена на гидростатическую: на задних ведущих колесах установлено по гидромотору, это проще и дешевле, чем делать свой ведущий мост. Двигатель – 3-цилиндровый ММЗ 3LD мощностью 35 л.с. Передний мост собственного производства. Трактор может развивать скорость до 30 км/ч. Радиус поворота – всего 3,5 м.

Сборка шассика "Универсал"
Сборка шассика "Универсал"

Для коммунальщиков возможна комплектация щеткой, передним отвалом, самопогрузчиком. Для сельхозпредприятий предлагаются грабли, косилки, трехточечная навеска, разбрасыватель минеральных удобрений. Могут установить вал отбора мощности. Есть версия как с закрытой, так и с открытой кабиной.

1,5-тонный дизельный "Универсал" выпускается серийно. Кроме того, разрабатывается модель с 45-сильным двигателем ММЗ 4D. Имеющийся запас прочности рамы серийного шассика позволяет нарастить грузоподъемность до 2 т.

Еще один вариант "Универсала" грузоподъемностью 1,5 т имеет электрический привод. На нем применяется тяговая свинцово-кислотная батарея. Заряда аккумулятора хватает чтобы трактор отработал 8-12 часов. В планах применение литий-ионной батареи. Это позволит увеличить время работы, за счет меньших размеров АКБ повысить клиренс, увеличить полезную нагрузку (за счет меньшей массы аккумулятора: 150-170 кг против 500 кг).

Электрошассик будет востребован в тепличных хозяйствах, на фермах, в парках, заповедниках и других местах, где предъявляются повышенные требования к экологии и шуму. Сейчас эта машина проходит заводские испытания. После испытаний она поступит в опытную эксплуатацию в администрацию города Чебоксары, где будет применяться для коммунальных работ. По подсчетам разработчиков, экономия за счет разницы в стоимости и потреблении электроэнергии и дизельного топлива может составить до 1 млн рублей за 5 лет.

Ну и наконец, вездеход "Силант", позиционируемый как аналог "Унимога". Эта машина, думаю, многим хорошо известна. Многофункциональное вездеходное шасси, разработанное Научным автомоторным институтом во второй половине 2000-х годов, первоначально называлось НАМИ-2338. Мелкосерийно эту модель выпускали под маркой "Силант" в первой половине 2010-х в Великом Новгороде на мощностях завода "Автоспецоборудование", а потом – в 2017-2020-м – во Владимире на заводе НПК "ЕВА". И вот теперь российский "Унимог" возрожден в Чебоксарах. В обновленной линейке заявлены модели с колесной формулой 4х4 грузоподъемностью от 3 до 8 т. У грузовика каркасно-панельная кабина. Мосты – от ГАЗовского полноприводного грузовика "Садко". Двигатель – Д-245.

Вездеход может быть использован в качестве носителя различного оборудования строительного, дорожного и коммунального назначения, а также как пожарный автомобиль, аварийно-ремонтный, вахтовый и т.д. В сельском хозяйстве он способен заменить трактор: задние и передние навесные устройства дают возможность работать с сельхозоборудованием – бороной, картофелесажалкой, культиватором и др.

В настоящее время имеющиеся мощности позволяют ежемесячно выпускать до 10 вилочных погрузчиков, по одному трактору и одному вездеходу. Конечно, это капля в море на фоне потребностей рынка. Поэтому ЧЗСА в самое ближайшее время предстоит масштабировать производство. Так, уже в 2023 году должно быть построено новое здание и установлено технологическое оборудование. Это будет полный цикл производства, включающий сварку, мехобработку, окраску и сборку. Запустить цех в работу планируется до конца следующего года. Выйти на проектные объемы – свыше 1000 погрузчиков, 300 шассиков и не менее 100 вездеходов – завод сможет к 2026 году. Как отмечают на предприятии, при росте спроса дополнительные мощности смогут обеспечить выпуск вдвое большего количества техники.

У ЧЗСА есть и другие планы, но пока руководство завода подробности не раскрывает.

Буду держать руку на пульсе и рассказывать о развитии новых проектов.

Чтобы не пропустить публикации подписывайтесь на канал "Строительная техника и транспорт".

  • У меня есть одноименный канал на "Пульсе". Там можно найти мои старые Дзеновские публикации и новые статьи.
  • Также есть одноименный канал в ВК.