Хотя творческая карьера Жана-Антуана Ватто (годы жизни 1684-1721) внезапно оборвалась в ту пору, когда ему не было и сорока лет, он всё же успел оставить после себя неизгладимый след в мире искусства. Он изобрёл совершенно новый жанр под названием «Галантная Вечеринка», который изображал людей, хорошо проводящих свободное время в чрезвычайно театральной парковой среде.
Идиллические декорации его картин стали основным источником вдохновения для живописцев стиля рококо XVIII столетия, последовавших сразу за ним, к их числу можно отнести таких французских мастеров, как Франсуа Буше (его лучшие картины по этой ссылке) и Жан-Оноре Фрагонар (его лучшие творения на этой странице). В свою очередь, его картины, написанные в стиле рококо, были вдохновлены драматическими полотнами художников эпохи барокко, работавшими столетием ранее. Сильнее остальных Ватто вдохновили картины Питера-Пауля Рубенса с их преувеличенным чувством движения.
Ватто был большим поклонником итальянской комедии, известной как «Комедия дель Арте» (или же «Комедия Масок»), а ещё он обожал балет – эти виды искусства также были источником вдохновения для влиятельного мастера. Давайте же скорее посмотрим на некоторые из самых известных картин в творчестве Жана-Антуана Ватто.
1 место. «Паломничество на Остров Киферу»
- Дата создания: 1717 год
- Размеры: 120 х 190 сантиметров
«Паломничество на Остров Киферу», также известна как «Высадка на Киферу» или же «Путешествие на Киферу». В зависимости от интерпретации произведения, сюжет может относиться к ряду прекрасно одетых аристократических пар, прибывающих или же покидающих остров под названием Кифера. Именно на этом греческом острове, предположительно, когда-то давно родилась богиня Афродита.
Согласно греческой мифологии, Афродита была богиней любви, и Ватто умело использовал данный сюжет, чтобы изобразить одну из своих самых знаменитых «Галантных Вечеринок». Это одна из самых известных картин в карьере Жана-Антуана Ватто, благодаря которой он успешно поступил в Королевскую Академию Живописи и Скульптуры в Париже – столице Франции. Со временем он даже стал членом этой организации.
2 место. «Итальянские Комедианты»
- Дата создания: 1720 год
- Размеры: 63,8 х 76,2 сантиметров
«Итальянские Комедианты» – одна из тех картин Ватто, которая прекрасно отображает на себе увлечение художника итальянской комедией. Мы видим полтора десятка актёров театра «Комедии Масок», одетых в типичную для себя одежду, в которой они выступали на сцене в самом начале XVIII столетия.
Поза некоторых актёров заставляет нас предположить, что в настоящий момент они кланяются, а значит, только что закончилось их очередное выступление. Однако весьма вероятно, что Ватто позволил себе некоторую вольность в изображении людей на сцене. Все они как могли быть, так и не быть совсем, частью данной конкретной пьесы.
3 место. «Радости Бала»
- Дата создания: 1715-1717 годы
- Размеры: 52,5 х 65,2 сантиметров
«Радости Бала» – ещё один захватывающий пример жанра «Галантная Вечеринка», который Жан-Антуан Ватто лично изобрёл в начале XVIII века. Художник вдохновлялся на этот жанр картинами фламандских живописцев XVII столетия, в особенности творениями Питера-Пауля Рубенса (годы жизни 1577-1640). Яркий пример тому – работа Рубенса под названием «Сад Любви».
Так же, как и в роскошной вечеринке, написанной Рубенсом возле своего замка в последнее десятилетие своей жизни, Ватто умело объединил сочетание сельской местности с удивительными архитектурными особенностями. Мы можем видеть большое количество людей, развлекающихся с парой, танцующей в центральной части композиции старинный народный французский грациозный танец под названием Менуэт.
4 место. «Венецианская Вечеринка»
- Дата создания: 1719 год
- Размеры: 56 х 46 сантиметров
«Венецианская Вечеринка» – это название картины, которая получила его из-за венецианских платьев, надетых на женщин, и особого танца, который исполняется ими. Изначально полотно так не называлось, оно получило своё окончательное имя только после того, как в 1732 году была выполнена похожая гравюра.
Точные детали картины так и остаются неясными, хотя некоторые историки искусства предполагают имена изображённых на ней людей. Женщина в центре произведения, возможно, Шарлотта Демар – актриса театра «Французской Комедии». Человек в чёрной шляпе слева – предположительно фламандский живописец по имени Николя Флейгельс – один из близких друзей Ватто.
5 место. «Пьеро»
- Дата создания: 1718-1719 годы
- Размеры: 184,5 х 149,5 сантиметров
«Пьеро» – это картина, на которой изображается главный герой театра итальянской «Комедии Масок». Пьеро был наивным клоуном, всегда одетым в белый атлас, всю свою сознательную жизнь пытавшийся покорить сердце Фламинии – девушки, которую он невероятно жаждал. Во время череды весёлых представлений его ухаживания за ней отвергались снова и снова.
Совершенно очевидно, что Пьеро был любимым персонажем Ватто во время всех этих представлений итальянской театральной труппы в Париже – столице Франции. Он не один раз изображал Пьеро в своих работах и ставил его намного выше других персонажей, что очевидно и на этой самобытной картине.
6 место. «Актёры Французского Театра Комедии»
- Дата создания: 1710-ые годы
- Размеры: 20 х 25 сантиметров
«Актёры Французского Театра Комедии» – это очень маленькое изящное произведение искусства, также широко известное под именем «Кокетки». И по сей день остаётся неясным, когда же Ватто завершил эту картину, но совершенно точно известно, что она была закончена во втором десятилетии XVIII века.
Ватто сочетал жанровые картины театра, которые он просто обожал, с портретной живописью, что и сделало это творение одним из самых замечательных в его карьере. Личность фигур на данной картине обсуждалась веками. В наши дни принято считать, что на ней изображаются современные актёры французской версии театра, которым Ватто и восхищался.
7 место. «Сюрприз»
- Дата создания: 1718 год
- Размеры: 36,3 х 28,2 сантиметров
«Сюрприз» – это картина, на которой изображается Меццетино – ещё один персонаж итальянского театра «Комедии Масок». Он играет на гитаре в ту пору, пока влюблённая пара обнимает друг друга. В правом нижнем углу картины мы можем увидеть маленькую собачку, наблюдающую за всей этой сценой.
Считается, что данная картина была предшественницей другой работы Ватто под названием «Идеальная Гармония», которая в наше время является частью коллекции Музея Искусств Округа Лос-Анджелес. Оба творения французского живописца выставляются в музеях Лос-Анджелеса, находящихся всего лишь в нескольких километрах друг от друга.
8 место. «Любовная Песня»
- Дата создания: 1717-1718 годы
- Размеры: 50,8 х 59,7 сантиметров
«Любовная Песня», также известная как «Шкала Любви», это ещё одна картина, получившая своё название благодаря гравюре, выпущенной в свет через несколько лет после смерти Ватто. Идея её названия, возможно, отражает масштабы соблазнения в любовной игре. Шкала слов может также отражать навыки, необходимые для участия в данной игре.
На мужчине замечательный театральный костюм, который не был в моде во времена Ватто. Женщина носит одежду, не вписывающуюся ни в одно конкретное время в истории человечества. Бюст бородатого мужчины над головой гитариста, вероятно, изображает собой Пифагора – древнегреческого философа, математика и мистика. Именно этот человек открыл музыкальную гамму, основанную на математических принципах.
9 место. «Меццетино»
- Дата создания: 1718-1720 годы
- Размеры: 55,2 х 43,2 сантиметра
«Меццетино» – это портрет персонажа итальянского театра «Комедии Масок» в полный рост. Данный образ героя был основан на Арлекине – комическом персонаже-слуге всей театральной труппы. У него действительно был свой характерный костюм, он аккомпанировал другим актёрам, играя на гитаре.
Самым первым актёром, сыгравшим данную роль, был человек по имени Анджело Костантини. У парня было такое выразительное лицо, что для исполнения этой роли ему абсолютно не требовалась маска, а ведь это была традиция театра, которая сохранялась и для всех последующих актёров. Данное полотно было заказано и принадлежало Жану де Жюльену – одному из самых известных покровителей Ватто. В настоящее время работа является частью коллекции Метрополитен Музея в Нью-Йорке.
10 место. «Вывеска Магазина Жерсена»
- Дата создания: 1720-1721 годы
- Размеры: 163 х 308 сантиметров
Работа под названием «Вывеска Магазина Жерсена» считается самой последней крупной картиной в прижизненной карьере Жана-Антуана Ватто. Он трудился над ней в период между 1720 и 1721 годами, она должна была служить великолепной вывеской магазина французского арт-дилера по имени Эдме-Франсуа Жерсен (годы жизни 1694-1750).
Безусловно, это самая неоднозначная картина в творчестве Ватто, и не только из-за её монументального размера. Художник сделал магазин намного больше, чем он был на самом деле. Когда-то давно он располагался на средневековом мосту Нотр-Дам в самом сердце Парижа – столицы Франции. Но вывеской это полотно так никогда и не служило, сначала его для своей коллекции прикупил всё тот же Жан де Жюльен, после чего, в 1748 году, произведение перекупил король Пруссии – Фридрих Великий Прусский, также известный как Фридрих II. Именно так полотно в итоге и оказалось на территории берлинского дворца.
#стопочки #интересное #интересные факты #картины #художники #искусство #живопись #творчество #ватто #рококо