Переход к земледелию в Восточной Европе произошел довольно поздно, что привело исследователей к жарким спорам о том, был ли это процесс постепенной замены деятельности у живших там охотников-собирателей или же это была активная колонизация пришлым населением. В результате было установлено, что на большей части южной, центральной и западной Европы переход от охоты и собирательства к земледелию был генетически определен почти полной заменой древнего населения неолитическими земледельцами из Анатолии и Ближнего Востока. По Европе этот процесс значительно различался как в пространстве, так и во времени. Например, на Балканах и южной Европе это произошло примерно семь тысяч лет до нашей эры. Несколько позже (6 тыс. лет до н.э.) земледельцы через Дунай проникли в Центральную Европу, и только около 5,0 тысяч лет до н.э. - в Восточную Европу, где оно связано преимущественно с лесостепными и лесными районами Украины, Румынии и Молдовы, на территории которых находилась археологическая культура Кукутень-Триполье, существовавшая в позднем Неолите в промежутке примерно 5000 – 2700 лет до нашей эры. В социальном отношении и в духовной области общество данной культуры стояло достаточно высоко. У трипольцев было множество земледельческих божеств, а в обществе начала выстраиваться иерархическая структура. На территории Украины эта культура располагалась по всему правому берегу Днепра и к настоящему времени уже известно около тысячи памятников и древних поселений. Интересно, что по-соседству с трипольцами, на левом берегу Днепра, в этот же период времени, проживали древние охотники-собиратели Среднего Дона (Allentoft, Sikora, et al., 2022).
В этой связи крайне интересно понять к каким этногенетическим группам относилось древнее население на данной территории Украины (правом и левом берегу реки Днепр) и чем отличались они между собой.
В 2020 году вышла научная работа группы исследователей (Immel, Țerna, et. al, 2020), в которой был проведен полногеномный анализ населения из культуры Кукутень-Триполье. В результате данной работы было выяснено, что примерно на 70-80% предковые генетические компоненты трипольцев относились к выходцам с Малой Азии и Ближнего Востока, и на 20-30% - к другим популяциям. Как показали эти исследования земледельцы почти полностью заместили собой живших до них здесь охотников-собирателей.
В мае 2022 года в научной статье еще одной группы палеогенетиков (P. Gelabert et. al, 2022) был проведен генетический анализ 20 (двадцати) трипольцев из пещеры Вертеба (Украина, Тернопольская область). Данные, проведенного анализа представлены ниже и показывают, что у трипольцев значительно преобладала отцовская линия, связанная с Y-хромосомной гаплогруппой G2a, которая в эпоху Неолита была основной у земледельцев с Малой Азии и Ближнего Востока. Небольшое число Y-ДНК гаплогрупп I2a указывает, что среди них были и ассимилированные охотники-собиратели. Гаплогруппы мтДНК были намного более разнообразными (Таблица №1). Аутосомный анализ предковых компонентов также показал значительное сходство у 18 из 20 индивидов из Вертебы с предковыми компонентами других земледельцев эпохи Неолита. При этом, генетические компоненты, унаследованные трипольцами от охотников-собирателей, в основном были получены от западных (WHG), а не от восточно-европейских охотников-собирателей (EHG).
Теперь давайте сравним выше приведенные данные с наследственными компонентами соседней с трипольцами культуры, которая располагалась на достаточно узкой полосе и на западе ограничивалась левым берегом реки Днепр, где примыкала к Кукутень-Трипольской культуре, на востоке - притоками Дона и, возможно, достигала Волги, на юге она ограничивалась побережьем Черного моря, а на севере доходила до восточной Балтики. На всей этой территории, как недавно стало известно (Allentoft, Sikora, et al., 2022), в течение многих тысячелетий проживали народы, которым ученые дали новое название - охотники-собиратели Среднего Дона. Возможно, что они, как и скандинавские охотники-собиратели (SHG), представляли из себя смесь западных (WHG) и восточно-европейских охотников-собирателей (EHG). Однако, более вероятно, что это была локальная разновидность EHG, которая несла также и другие предковые компоненты - кавказских (CHG) и западных (WHG) охотников-собирателей (Рис. №3).
Если мы обратимся к статье выше упомянутых авторов (Allentoft, Sikora, et al., 2022) и сравним некоторые генетические компоненты этой популяции (Таблица №2), то увидим, что древние охотники-собиратели со Среднего Дона значительно отличались от населения Триполья как по Y-хромосоме, так и по мтДНК. Это указывает на то, что обе популяции представляли из себя совершенно независимые по происхождению общности, которые несли различные предковые компоненты. У населения Среднего Дона 50% их Y-ДНК гаплогрупп относились к древнеевропейской I2a, 25-30% - R1b и 15-20% - R1a. По материнской линии среди мтДНК гаплогрупп практически 100% относились к U, а самой ее распространенной ветвью была U5 (от 70 до 75%). В популяциях из трипольской культуры носители гаплогруппы U и U5 встречались довольно редко и не превышали в процентном отношении 10% от всего числа носителей мтДНК гаплогрупп в этой культуре (Табл. №1).
Как мы видим на рисунке №4 ниже, геномы охотников-собирателей EHG со Среднего Дона (три правых столбца на рисунке пчти в центре, выделенные черными треугольниками в колонке HG_EuropeE) отличаются от остальных четырех (три столбца слева от них имеют скандинавское происхождение, а один справа от них - южноукраинское). Отличия эти связаны с существенно большей долей в 3-х донских геномах примеси северных евразийцев (ANE) со стоянок, сходных с Malta (55-60%, синий цвет), а также с Ирана (около 5 %, коричневый цвет) и меньшей долей (зеленый цвет) предковых примесей с Кавказа (30-35%). Также здесь мы видим существенные различия по всем предковым компонентам и с неолитическими земледельцами трипольской культуры, у которых на 100% составляет кавказо-иранская примесь (рис. 4).
Таким образом, проведенный анализ генетических компонентов населения соседних культур эпохи Неолита (Кукутень-Трипольская на правом берегу Днепра и охотников-собирателей на левом берегу Днепра, в Подонье, западной и центральной России) показывает их значительные различия и, вероятно, полностью автономное сосуществование в то время. Граница, проходившая по такой крупной реке, которой является Днепр, наводит на мысль о возможных конфликтах между этими популяциями, а отсутствие значительного обмена генов между ними подтвержает это соображение.
Если Вам понравилась наша статья не забывайте ставить лайк (👍 - палец вверх) и подписывайтесь на наш канал.
Читайте также другие наши статьи на канале SpaceNET (палеогенетика)