Владимира Басова мы знаем главным образом по его фееричным ролям. Даже эпизоды он умел сделать такими блестящими, что они порой помнились лучше, чем основной сюжет. Между тем, Басов был ещё и режиссёром и снял почти двадцать картин, сценарии к которым почти всегда писал сам.
В начале семидесятых у него появилась идея поставить фильм по произведению Михаилу Булгакова,
писателя если не опального, то, уж как минимум, нежелательного. Басов трижды подавал заявки на съёмки фильма по роману «Белая гвардия», и в последний раз всё-таки получил разрешение. Не последнюю роль сыграл в решении чиновников факт, что в тридцатые годы пьеса «Дни Турбиных», которую создал сам Булгаков на основе романа, успешно шла в театрах, и спектаклю благоволил сам Иосиф Сталин. Так и начались в 1975 году съёмки «Дней Турбиных».
Сценарий Владимир традиционно решил написать сам. Отчасти из опасений, что оригинал Булгакова покажется цензорам слишком смелым, отчасти потому, что хотел тщательно прописать образ Елены Тальберг, роль которой хотел отдать супруге, актрисе Валентине Титовой. Правда, поначалу руководство телестудии выбор режиссёра не одобрило, сочтя Титову чрезмерно красивой и староватой для героини. Но
Басов настоял, и Титову утвердили.
На другие роли режиссёр пригласил актёров поистине звёздных и хорошо известных стране: Василия Ланового, Андрея Мягкова, который запомнился Басову ещё по роли Алёши в картине «Братья Карамазовы» (1968), Петра Щербакова, Олега Басилашивли. Единственным «начинающим» был Андрей Ростоцкий, которому ещё не исполнилось 20 лет. Но и Андрей, выходец из творческой семьи, уже был актёром с опытом, хотя и не стал пока знаменитостью. Он сумел сразу же расположить к себе режиссёра. За него тоже пришлось побороться с худсоветом, но и Андрея тоже в конце концов утвердили.
Самым обворожительным героем фильма стал, конечно же, милый недотёпа Лариосик. Актёра на эту роль искали вплоть до начала съёмок.
Сергей Иванов приехал на пробы в числе последних. И как только он появился перед Басов, режиссёр тут же понял, что Лариосик найден.
Кстати, на роль поручика Шервинского, которую сыграл Лановой, изначально претендовал Олег Борисов. Именно его Басов пригласил в числе первых, поскольку
Олег идеально соответствовал описанному Булгаковым герою: невысокий, юркий, изворотливый.
Но Худсовет пробы раскритиковал, так что пришлось искать замену. Лановой был хорошо знаком с Владимиром Басовым и Валентиной Титовой, поэтому отлично вписался в группу. Ему и самому роль нравилась: прежде его всегда видели в героических ролях и образах героев-любовников, а Шервинский в «Днях Турбиных» - персонаж очень неоднозначный и уж точно не абсолютно положительный.
Себе Басов оставил образ капитана Мышлаевского, вояки в лучшем понимании этого слова. Настоящего солдата, для которого воевать – образ жизни. Не исключено, что в чём-то Басов сыграл здесь себя: он прошёл через войну и завершил её в звании капитана.
Большую часть эпизодов сняли в павильонах, но ради некоторых сцен выезжали на натуру. Так,
группе пришлось отправиться в подмосковную воинскую часть, служащие которой после попали в массовку.
Ещё часть эпизодов отсняли прямо на улицах Киева, где по сюжету и происходит действие.
Осенью 1976 года фильм был готов. Монтировал его традиционно сам Басов, и буквально сразу с монтажного стола картина отправилась в телестудию. 1 ноября 1976 года прошла премьера.
«Дни Турбиных» чиновники всех уровней приняли в штыки: ленту обозвали «гимном белогвардейщине», поскольку белая гвардия в ней представала в человечном, а не преступном виде.
Фильм отправился на полку на десять лет. Басова это по-настоящему сломило. Добавили проблем и сложности в личной жизни: после съёмок режиссёра оставила супруга. В итоге на целых пять лет Басов ушёл из профессии. Вновь увидеть детище на телеэкране он смог лишь в середине восьмидесятых, незадолго до смерти.
Я очень люблю фильм «Дни Турбиных» и предпочитаю его роману Булгакову. Не в последнюю очередь благодаря актёрскому составу, который на экране выглядит гармонично и по-настоящему красиво благодаря ювелирной режиссёрской работе.
А кто ваш любимый герой в «Днях Турбиных»?
P. S. Это дополнение я пишу спустя два дня после публикации. Большое спасибо всем, кто прокомментировал текст. Я поняла, что больше всего дискуссий и даже возмущение вызывало утверждение, что «Дни Турбиных» были запрещены. Чтобы разрешить все вопросы и отклонить обвинения в чрезмерно разыгравшейся у меня фантазии, хочу сказать, что для подготовки текста использовался этот материал. О том, что картина отправилась на полку, говорится в первые две минуты, а уже после 42-й минуты этот факт снова подтвердила Валентина Титова, а ещё через минуту - Василий Лановой. Прошу прощения, что не могу ответить на каждый комментарий.
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296