В середине шестидесятых партия всерьёз задумалась о грядущем празднике - полувеком юбилее советской разведки, история которой началась в 1917 году с появлением ВЧК. К торжеству решили снять фильм, и основой для него стала книга воспоминаний бывшего чекиста Павла Макарова, которую он выпустил ещё в 1927 году. Это были воспоминания о его приключениях в ставке генерала Май-Маевского.
Факты из книги «Адъютант генерала Май-Маевского» позаимствовал писатель Георгий Северский, начавший писать сценарий.
Изначально лента задумывалась как полудокументальная длиной полтора часа. Предполагалось даже, что в ней появится и сам Макаров, и тогда ещё живой Семён Будённый, и исследователь Севера Дмитрий Папанин, в Гражданскую войну воевавший в Крыму. Но потом от этой идеи по ряду причин отказались, и приняли решение делать картину художественную с персонажами вымышленными, которая растянется на несколько серий. К Северскому присоединился писатель Игорь Болгарин, и вскоре литературная основа была готова. По заказу и под патронажем Комитета организацией съёмок занялась киностудия «Мосфильм».
Режиссёром будущего фильма с названием «Адъютант его превосходительства» стал Евгений Ташков. У него в активе уже была работа про разведчиков - только что снятая лента «Майор Вихрь». Правда, у Ташкова не было режиссёрского образования. и это несколько портило его репутацию среди киночиновников. Зато
Ташков с лёгкостью согласился снимать картину для телевидения, на что что опытные маститые режиссёры обычно шли неохотно.
В те времена телевидение, конечно, ещё не имело такой популярности и распространения, как сегодня, так что мастера предпочитали работать для кино.
Первым претендентом на роль главного героя, Павла Кольцова, разведчика, внедрившегося в стан белогвардейцев, был Михаил Ножкин. Ему, как и Евгению Ташкову, тема разведки знакома была: он недавно отснялся в шпионской истории «Ошибка резидента», где сыграл советского разведчика, обводящего вокруг пальца опытного шпиона с Запада. Но Михаил от роли отказался, сославшись на занятость.
Пока режиссёр уговаривал Ножкина всё-таки принять участие в работе, на киностудии шли пробы. На одну из второстепенных ролей пробовался молодой и малоизвестный актёр Юрий Соломин, и его даже утвердили. Но внезапно Евгений Ташков увидел в Соломине того самого Кольцова. С этим предложением он вышел на худсовет, но оно не прошло:
члены совета считали, что красный разведчик должен быть высоким, широкоплечим, статным - истинным русским богатырём.
Юрий Соломин на такого героя совсем не походил. Но Евгений Ташков так упёрся, что на свой страх и риск начал съёмки с Соломиным и в конце концов убедил худсовет в правильности выбора.
Не менее проблематичным стал поиск актрисы на главную женскую роль. На пробах появились Светлана Головина, Людмила Чурсина, Екатерина, Ирина Мирошниченко, но они режиссёра не устроли. Мало того, Евгений Ташков остановил выбор на исполнительнице непрофессиональной - 22-летней студентке хореографического училища Татьяне Иваницкой. За неё режиссёру пришлось побороться, дело дошло даже до ультиматумов, но в итоге Иваницкую тоже утвердили.
На второстепенную роль батьки Ангела Ташков пригласил Анатолия Папанова, который снимался у него в комедии «Приходите завтра». Любопытно, что у батьки Ангела был реальный прототип. Правда, настоящему Ангелу было всего 22 года, а Папанову - под 50, но это образ не испортило. Кстати, и
самого Ташкова тоже можно увидеть в кадре - он, актёр по образованию, перевоплотился в Мартына Лациса, главу украинской ВЧК.
Снимали будущий телефильм очень быстро: материал для серий получили всего за девять месяцев, при том, что на съёмки односерийной кинокартины выделялся год. Но ради этого пришлось работать в две смены, из-за чего артисты неимоверно уставали. Группе приходилось перемещаться между Москвой и Новороссийском, а часть эпизодов снимали на Украине. Но когда сериал всё-таки сняли, смонтировали и подготовили к сдаче, выяснилось, что
впервые в советском кино белогвардейцы показаны не отъявленным негодяями, а вполне приличными людьми, образованными, интеллигентными, умными.
Мало того, у них была даже своя правда, которую они и защищали в ходе Гражданской войны. Эта мысль, проходившая через всю историю, была в свете царившей идеологии крамольной, так что
худсовет приостановил выход «Адъютанта его превосходительства» на телеэкраны.
Решил проблему Семён Цвигун, тогдашний зампред КГБ. Посмотрев ленту в компании коллег, он дал добро на показ в эфире, и в апреле 1970 года зрители наконец познакомились с разведчиком Павлом Кольцовым.
Аудитория следила за адъютантом его превосходительства, затаив дыхание. Фильм буквально влюбил в себя зрителей, так что его повторили уже через месяц. Но, как выяснилось, не всем понравился крошечный эпизод: после ужина накануне отъезда Тани Щукиной у Павла и Тани случилась романтическая история, которая завершилась постельной сценой (по нынешним временам, более чем целомудренной).
Некоторые ревнители морали сочли её излишеством и написали на телевидении письма с просьбой сцену удалить. Что и было сделано.
А вы помните, когда впервые услышали фразу «ПалАндреич, Вы шпион?»
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296