Имя Александра Галича обычно ассоциируется с диссидентством. Но, как ни удивительно, когда-то КГБ его ценило и даже награждало. Грамоту от сотрудников Комитета госбезопасности драматург получил после выхода ленты «Государственный преступник», которую снял его товарищ режиссёр Николай Розанцев в 1964 году.
В послевоенные годы жанр детектива в советском кино был популярен, и Галич сделал упор именно на него.
Немаловажную роль в сюжете сыграла и война, которая всем ещё хорошо помнилась. В отличие от некоторых коллег
Александр Галич очень тщательно подошёл к проработке именно детективных поворотов, и это позже способствовало успеху ленты.
Кстати, в первом варианте сценарий назывался «Трудное дело», а название «Государственный преступник» появилось лишь в третьей версии. Рассказывал сценарий о розыске нацистских пособников и восстановлении исторической справедливости, что в какой-то мере было государственным заказом. Тогда, в начале шестидесятых, формировалось новое лицо госбезопасности, которое, разумеется, должно было быть строгим, но справедливым, во всех отношениях правильным и благородным. На этой волне появилось сразу несколько картин, в том числе и «Государственный преступник».
Подбирая актёров, Николай Розанцев сделал ставку на именитых исполнителей, известных всей стране. Правда, некоторые выступили в непривычном для себя амплуа. Так, Александр Демьяненко, сыгравший главную роль, попытался отстраниться от ролей милых смешных недотёп, в которых его уже привыкли видеть зрители. А Сергей Лукьяненко, напротив, здесь предстал отрицательным персонажем, хотя прежде играл мужчин положительных и образцовых. Кстати,
поручить роль преступника Золотицкого именно обаятльному Лукьяненко было идеей режиссёра. Он подумал, что таким образом запутает, заинтригует зрителей, заставит их разгадывать загадку, а значит, и привлечёт дополнительное внимание.
Зато Павел Кадочников выступил в образе привычном — серьёзного ответственного военного, буквально продолжив линию, начатую в «Подвиге разведчика» (1947).
Главные женские роли сыграли уже опытная Клара Лучко и дебютантка Алина Покровская. Клара Лучко стала военным врачом, которая потеряла во время войны зрение. Как раз она на суде, в ходе которого заочно судили фашистского преступника, заговорила о предателе Золотицком, розыску которого и посвящена картина.
Сыгравший предателя Золотицкого Сергей Лукьяненко вне кино был обожаемым супругом Клары.
А вот за приглашение Алины Покровской режиссёра потом критиковали: многим показалось, что 24-летняя Алина выглядит и ведёт себя взрослее, чем должна была бы вести себя её героиня, 17-летняя девушка. И обратите внимание на такую любопытную деталь:
именно из уст Алины Покровской в «Государственном преступнике» впервые прозвучала фраза, которая станет крылатой после выхода комедии «Бриллиантовая рука» (1967): «Нью-Йорк — город контрастов».
Съёмки серьёзной картина о сотрудниках КГБ не могли обойтись без консультантов, поэтому в помощь киношникам выделили подполковника Юрия Попова. А одним из редакторов ленты стал Юрий Герман, писатель и сценарист, неоднократно касавшийся милицейской темы и хорошо в ней разбиравшийся.
Идеологически выдержанный, но всё-таки захватывающий «Государственный преступник» аудитории понравился. Впрочем, и
«главный заказчик», Комитет госбезопасности, его оценил высоко. В 1965 году лента вошла в тройку лидеров проката.
И тут стоит отметить, что эта история действительно могла бы направить карьеру Александра Демьяненко по иному руслу, но в том же году самым популярным советским фильмом стала комедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», после которой актёр бесповоротно и до конца жизни стал Шуриком (что его самого очень печалили).
А в каких ролях помните Александра Демьяненко вы: в комедийных или в серьёзных?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Как Андрея Миронова дважды изваляли в грязи и нечистотах во время съёмок ленты «Мой друг Иван Лапшин» (раскрываем с автором блога Блог-монолог неожиданные подробности о закулисье фильма):
Как карате привело Римму Маркову в фильм «Родня» (обсуждаем культовую ленту Никиты Михалкова с автором блога Блог-монолог):
Почему Фаина Раневская так и не стала Черепахой Тортиллой:
Какая мистика творилась во время работы над «Неоконченной пьесой для механического пианино» (беседа с автором блога Блог-монолог об одноимённом фильме):
Почему на съёмках решили «повесить» молодую актрису Валентину Шендрикову (дискуссия о фильме «Король Лир» с автором блога Блог-монолог):