Найти тему

«Судьба человека», с которой начался Бондарчук-режиссёр

Повесть Михаила Шолохова «Судьба человека» появилась в конце 1956 года.

Написана она была по реальной истории, которую писатель услышал от фронтовика.

Повесть опубликовала газета «Правда», которую читали все. Прочитал «Судьбу человека» и актёр Сергей Бондарчук. Он тут же загорелся мыслью, что история должна быть экранизирована. Мало того, он точно знал, что главную роль будет играть сам. Правда, тут же засомневался, что сможет найти режиссёра, с которым у него возникнет полное взаимопонимание. И тогда

Бондарчук принял решение, ставшее для него поистине судьбоносным: самому сесть в режиссёрское кресло.
Кадр из фильма «Судьба человека»
Кадр из фильма «Судьба человека»

Сергей Бондарчук дебютировал в кино в 1948 в легендарной «Молодой гвардии», и к концу пятидесятых был уже артистом с именем.

За ним закрепилось амплуа героя мощного, харизматичного, сильного, способного победить обстоятельства.

В «Судьбе человека» Бондарчуку предстояло стать иным: его персонажа покарёжила жизнь, он прошёл через ужасающие трагедии и был на грани того, чтобы сломаться. Но при этом он сумел не просто выжить, но и остаться Человеком. Именно так, с большой буквы. Человеком,, способным на любовь, способным на благодарность, способным полноценно жить.

Бондарчук был уверен, что справится с ролью, хотя параллельно ему требовалось руководить и съёмочным процессом.

Довольно быстро он подобрал партнёров: супругу сыграла Зинаида Кириенко, тоже популярная актриса, другие роли Бондарчук отдал Павлу Виннику, Евгению Тетерину, Павлу Волкову, Льву Борисову. Все эти исполнители не входили в число первых звёзд советского кино, но снимались регулярно, и зрители их знали.

Самой большой сложностью оказался выбор юного актёра. Бондарчуку необходим был артистичный мальчик, который сумел бы одновременно быть трагичным и непосредственным, как и все дети. Режиссёр отсмотрел тысячи претендентов, ходил по Домам пионеров, бывал на всевозможных детских мероприятиях, но в конце концов остановился на маленьком артисте Паше Полунине. Бондарчук знал отца Павла, который тоже учился во ВГИКе, как и сам Сергей. Мужчина предложил привести на пробы сына.

Бондарчук в целом кандидатуру одобрил, но решающую роль сыграло мнение Михаила Шолохова, который признал в Паше того самого мальчишку-сироту, про которого он написал в повести.

Надо сказать, что Сергей Бондарчук изначально много советовался с Михаилом Шолоховым. Задумав экранизацию, он сразу же отправился к писателю и попросил написать сценарий. Любопытно, кстати, что

Шолохова идея не заинтересовала, а самого Бондарчука в главной он и вовсе не видел.

Но тот сумел убедить писателя, так что Шолохов принялся за сценарий. Впоследствии он часто бывал на площадке, постоянно консультировал киношников, и даже часть съёмок прошла в станице Вёшенской, где жил Шолохов.

Имя Шолохова вообще сыграло важную роль в рождении картины. Ведь в ней речь шла о солдате, прошедшем через концлагерь. В послевоенные годы эта тема была, мягко говоря, нежелательной: советские военные-пленники концлагерей после возвращения на родину частенько попадали уже в советские лагеря. К концу пятидесятых, когда близилась оттепель, их, конечно, уже перестали воспринимать как предателей и врагов, но тема всё равно была из числа провокационных. Михаил Шолохов, мастер, авторитет, обласканный властью, мог писать о таких людях, но вот для режиссёра-дебютанта, каким был Бондарчук, фильм на неоднозначную тему был большим риском: его могли запретить на любом этапе. Как раз тут и помог Шолохов, присутствие которого было своего рода защитой от цензуры.

«Судьбу человека» зрители увидели весной 1959 года. Лента в одночасье стала популярной: рассказанный в ней история была близка каждому советскому человеку, ведь военные раны по-прежнему кровоточили. Фильм смотрели семьями и по нескольку раз,

он попал в программу первого Московского кинофестиваля, который прошёл в августе 1959 и там тоже стал триумфатором.

К заслуженным похвалам критиков СССР присоединились и западные киноведы, которые восторженно писали о «Судьбе человека» и назвали её лучшим фильмом, снятым о войне в послевоенные годы.

Подводя итог, отмечу, что, изучая материалы о фильме, я наткнулась на любопытную мысль. В «Судьбе человека» есть мощный эпизод, когда измождённый герой Бондарчука выпивает перед начальником концлагеря стакан водки и говорит, что после первого стакана не закусывает. И после этого каждый советский школьник знал, что умение выпить стакан водки без закуски может спасти жизнь.

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-2