Путь в кино режиссёра Геннадия Полоки простым не назвать: его фильмы не нравились начальству, их критиковали и запрещали. Вышедшую в 1966 «Республику ШКИД» году обозвали картиной для малолетних хулиганов, снятую спустя два года «Интервенцию» и вовсе отправили на полку. Ещё через пару лет Полоке всё-таки дали шанс реабилитироваться и предложили новую работу — героическую драму о советском разведчике «Один из нас». Но
Полока, имевший пристрастие к гротеску, буффонаде, эксцентрике, умудрился и такую ленту превратить в пародийную и в чём-то даже комедийную.
Сценарий к фильму написали драматурги Гелий Рябов и Алексей Нагорный (последний даже сыграл небольшую роль). Главным героем они сделали нквдшника, который, работая под прикрытием на заводе, должен был разоблачить немецких шпионов и предотвратить диверсию. Действие разыгрывается буквально накануне войны, поэтому и атмосферу на экране предполагалось создать соответствующую: в духе лент тридцатых-сороковых.
Поручая съёмки Геннадию Полоке,
киноначальство было уверено, что результат окажется отличным: Рябов и Нагорный имели репутацию авторов, согласных с идеологией,
к тому же у главного героя был реальный прототип, а сама история во многом основывалась на реальных событиях. Но режиссёр изначально задумал, что сделает картину со вторым смыслом, не просто приключения советского разведчика, а шпионскую историю иронической направленности.
На главную роль Геннадию Полоке очень хотелось заполучить Владимира Высоцкого, который уже снялся у него в запрещённой «Интервенции». Но
худсовет категорически отказался утверждать Высоцкого.
Самому барду сценарий и задумка режиссёра понравились, он решил не подводить Полоку и привёл на замену себе Георгия Юматова, с которым познакомился во время работы над «Опасными гастролями» (1969). Юматова худсовет утвердил. Актёру пришлось в этой роли стать этаким грубоватым простачком, отчасти спародировать собственные первые кинороли. Как того требовал сюжет, Георгий Юматов в фильме «Один из нас» стал человеком «с двойным дном»:
с одной стороны, это типичный герой предвоенных лент, простоватый парень, который знаком каждому, а с другой — разведчик, опытный сотрудник НКВД, который за напускной наивностью прячет продуманность каждого шага.
На роль разоблачаемого шпиона Полока пригласил Игоря Дмитриева. Актёр снимался в кино уже давно, и за ним закрепилось амплуа интеллигентного исполнителя. Дмитриеву часто доверяли играть аристократов, дворян и, конечно же, иностранцев. Здесь он тоже перевоплотился в иностранца, фашиста-дипломата, пусть и немного нелепого. Кстати,
изначально Игорю Дмитриеву роль не понравилась,
но Полока раскрыл ему, как видит будущий фильм и объяснил, то персонаж будет не пафосным, а скорее фарсовым, и после этого артист согласился.
Ну а ещё в «Один из нас» у зрителей есть редкий шанс посмотреть на актёра Николая Гринько в ярко-отрицательной роли. Такие образы ему попадались нечасто, обычно Гринько играл персонажей положительных, добрых и трогательных, и видеть артиста в образе прыткого немецкого агента, участвующего в головокружительной погоне, — это удивительно и даже немного странно.
Даже в семидесятые годы было очевидно, что Геннадий Полока наполнил фильм штампами.
Конные скачки — явная отсылка к лентам тридцатых и главной героической драме того десятилетия - «Чапаеву». Съёмки в посольстве - воспоминания о монументальных полотнах двадцатых Сергея Пудовкина. Бал на заводе — перекличка с комедиями сороковых. Ну а сейчас, с высоты времён,
в «Один из нас» можно найти моменты, предвосхищающие повороты в шпионских детективах более поздних времён.
Правда, в финале режиссёр всё-таки вставил кадры хроники о начале войны под стальной дикторский текст. Скорее всего, это была его личная инициатива, поскольку он всё-таки снимал фильм о войне, страшной странице в истории страны. И даже отчасти пародийную картину стоило бы завершить на ноте серьёзной.
Когда смонтированную ленту «Один из нас» представили чиновникам, Комитет по кинематографии был разочарован.
Её сочли оскорбительной для советских разведчиков и предложили немедленно отправить в архив.
Но её удалось спасти. И помог в этом гениальный разведчик Конан Молодый, с которым режиссёр Полока был знаком. В своё время с Молодым его свёл коллега Савва Кулиш, снявший детектив «Мёртвый сезон», прототипом главного героя которого и был Молодый.
Конан Тимофеевич и несколько его именитых коллег посмотрели «Один из нас» и оценили не только сюжет, но и иронию создателей.
После этого картину выпустили в прокат, хотя всё-таки вторым экраном, а не первым.
В заключение приведу слова критика и литературоведа Льва Аннинского, которыми он описал фильм «Один из нас»:
«... вы, раскрыв рот, смотрите лихой детектив, потом начинаете улыбаться, а в конце концов выносите в душе боль за человека и память: ибо люди жившие в ту пору и ставшие уже кинолегендой, киноцитатой, киногероями, тогда, в предвоенные годы, недели, дни, были живыми людьми и не хотели умирать. И умирали».
А что вы увидели в детективе «Один из нас»: серьёзную ленту о героях-разведчиках или иронический фильм с пародийным оттенком?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296