Водевиль «Соломенная шляпка» появился потому, что за год до него режиссёр Леонид Квинихидзе потерпел крупную неудачу:
его картину «Крах инженера Гарина» раскритиковали, хотя съёмочная группа рассчитывала на отзывы хвалебные.
Тогда расстроенный Квинихидзе решил отойти от серьёзной темы и снять ленту лёгкую, эксцентричную, развлекательную, наполненную музыкой.
Пьеса, которую взялся экранизировать Квинихидзе, была написана ещё в середине 19 века. Она тут же стала любимой у театральных режиссёров и регулярно шла в парижских театрах. Удивительно, но и спустя столетие история интересовала публику. На главную роль режиссёр планировал взять Олега Борисова. сыгравшего того самого инженера Гарина, которого так жестоко разнесли критики. Но Борисов в то время заболел, так что
неожиданно появилась кандидатура Андрея Миронова, артиста с именем, знаменитого как в театральных, так и в кинематографических кругах.
Немаловажно, что Миронов дружил с музыкой, ведь «Соломенная шляпка» включала много музыкальных сцен.
Других исполнителей режиссёр подбирал по принципу личной приязни о совместимости. Он был твёрдо убеждён, что
весёлый фильм нужно делать в весёлой дружеской атмосфере.
Так попали на съёмку Михаил Казаков, Зиновий Гердт, Владислав Стржельчик. Небольшую роль сыграл и Михаил Боярский. Он уже снялся несколько раз в кино, но это всё были крошечные сцены, которых никто не заметил. Кстати,
«сосватал» Михаила его отец, актёр Сергей Боярский, давний приятель Леонида Квинихидзе (он тоже появился в кадре в небольшой роли).
Для молодого актёра «Соломенная шляпка» стала фактическим дебютом.
В роли невесты режиссёр видел Екатерину Васильеву. Буквально накануне старта худсовет запретил снимать актрису, мотивировав это тем, что невеста героя должна быть красивее и моложе. Ассистенты режиссёра кинулись на киностудию «Ленфильм» и буквально вытащили с проб к другой картине юную актрису Марину Старых.
Неопытность и растерянность Марины сыграли на руку сюжету: невеста постоянно была растеряна, как и сама Марина, которую окружали мэтры кино, так что всё выглядело органично.
Своего рода экспериментом водевиль стал для ленинградской театральной звезды Алисы Фрейндлих. Фрейндлих в кино новичком не была, но прежде ей доставались образы главным образом драматические. Теперь же она превратилась в несколько гротескную аристократку, и весьма удачно. Позже ей с лёгкостью удастся схожая героиня в мюзикле «Д’Артаньян и три мушкетёра».
Одну из заметных ролей сыграла в «Соломенной шляпке» Людмила Гурченко. Квинихидзе рассчитывал снять её ещё в предыдущей работе, но в тот раз сотрудничество не сложилось. Затеяв музыкальный фильм, Квинихидзе пригласил актрису, и здесь звёзды сошлись.
Ради съёмок группа путешествовала по стране.
Аристократические интерьеры нашлись во дворцах Ленинграда и его пригородов,
а вот натуру, которая имитировала бы Францию середины 19 века, пришлось искать. И тут в очередной раз выбрали Прибалтику, в которой часто снимали картины исторические. Квинихидзе увёз артистов в эстонский Тарту, где киношники нашли милые улочки и площади, выглядящие как средневековые.
Премьера на телевидении прошла в новогодние праздники. И на этот раз
Квинихидзе и его актёрам рукоплескали:
«Соломенная шляпка» моментально полюьились зрителям, её начали цитировать, а песни стали шлягерами. Да и сегодня персонажей симпатичного мюзикла не забывают, хотя очень многих создателей, увы, уже нет в живых.
А вам эта лента запомнилась?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296