Советский режиссёр Вениамин Дорман отдавал предпочтение детективам и приключениям, и многие снятые им в этих жанрах фильмы сегодня стали уже классикой, как, например, «Ошибка резидента» (1968), породившая три продолжения.
В 1975 году Дорман принялся за очередную работу, взяв за основу легенду, родившуюся в начале века.
Ленты по легендам, сказкам, мифам и былям в советском кинематографе экзотикой не были, но вот фильмы по преданиям времён Гражданской войны - это действительно редкость. Сценарий написали Исай Кузнецов и Авенир Зак. Оба тоже очень любили приключения и с удовольствием о них писали. Кузнецов и Зак - авторы «Достояния республики» (1971), ещё одной захватывающей истории о том же времени. Любопытно, что сразу после выхода «Достояния республики» они переключились на космос и создали сценарии к фантастической дилогии «Москва-Кассиопея» (1973) и «Отроки во Вселенной» (1974), но потом всё-таки вернулись к Гражданской войне и написали сценарий, который и взял в работу Вениамин Дорман. Это была картина «Пропавшая экспедиция».
На главные роли режиссёр пригласил актёров именитых: Николая Гринько, Александра Кайдановского, Николая Олялина, Вахтанга Кикабидзе.
Главную женскую роль он отдал Евгении Симоновой. Тогда Евгении было всего 20, но в её фильмографии уже числилось несколько лент, и все они были хитами кинопроката. Кстати,
на экране Симоновой пришлось играть влюбленность в героя Александра Кайдановского.
Актёры познакомились на съёмках «Пропавшей экспедиции», и экранный роман перетёк в жизнь: Симонова и Кайдановский после поженились. Когда фильм увидел свет, и зрители, и критики отметили, что роль бывшего белогвардейца Кайдановскому удалась идеально: яркая харизма и мужественность актёра сделали его героя любимцем женщин, хотя откровенно-положительным персонаж не назовёшь.
Ещё две роли, которые публика сочла удачей, - это трактирщик в исполнении Виктора Сергачёва и бандит-золотоискатель, которого сыграл Николай Олялин.
Некоторые зрители даже не поверили, что их играют актёры, а были уверены, что на роли пригласили настоящих сибиряков:
настолько Сергачёв и Олялин были органичны.
А Вахтанг Кикабидзе внёс в фильм немного юмора. Его персонаж постоянно рассказывает анекдот товарищу, и тот всякий раз смеётся, заражая аудиторию. Хотя
что это был за анекдот, режиссёр так и не раскрыл.
И ещё отмечу, что «Пропавшая экспедиция» стала последним появлением на экране молодого актёра Сергея Шевкуненко, звезды «Кортика» (1973) и «Бронзовой птицы» (1974) и кумира подростков.
Почти сразу после выхода картины Шевкуненко отправился в места не столь отдалённые, и в дальнейшем выбрал криминал, а не кино.
Обидно, что юноша, так выразительно игравший образцового пионера, в жизни скатился к бандитизму.
По задумке Вениамина Дормана
«Пропавшая экспедиция» не должна была превратиться в энергичный вестерн.
Предполагалось, что фильм без особой спешки покажет красоту Сибири, её нескончаемые просторы, быт сибиряков, сохранивший традиции предков. И это создателям удалось: история действительно захватывает, но при этом не превращается в динамичный боевик.
И в заключение обязательно надо упомянуть о музыке, ставшей украшением фильма и деликатно добавившей драмы приключениям героев «Пропавшей экспедиции». Ничего удивительного в том, что музыка буквально вплелась в повествование, нет - её написал Микаэл Таривердиев, композитор кинематографичный, умевший пропустить сюжет через себя и переложить его на ноты.
А кто вам больше всего понравился в «Пропавшей экспедиции»?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296