В Советском Союзе кинематограф процветал. Еще Ленин нам объяснил, что кино – это важнейшее из искусств, поэтому кинофильмы в СССР пользовались огромной популярностью. Кинотеатры были даже в небольших посёлках, так что зрители по всей стране могли знакомиться с новыми (или не очень) лентами. Кстати, доход от кинопроката тоже был колоссальный. В бюджет страны больше вносили только продажа спиртного и нефти! Давайте вспомним фильмы, который стали для зрителей не просто приятным открытием, а по-настоящему поразили их и даже поставили своего рода рекорды.
1. «Летят журавли» (1957), советский фильм, получивший главную награду Каннского фестиваля – «Золотую пальмовую ветвь». Больше ни один наш фильм этой награды не заслужил (до сегодняшнего дня, по крайне мере).
История фильма началась с пьесы Виктора Розова «Вечно живые», которую он написал ещё во время войны. Несколько лет её никто не интересовался, но потом по пьесе поставили спектакль. Сначала это была театр Костромы, а потом и московский «Современник». В руки режиссёру Михаилу Калатозову пьсе попала случайно, но так захватила его, что он попросил Розова написать сценарий.
Первой претенденткой на роль Вероники была Елена Добронравова, но с ней работа не заладилась. Тогда появилась идея снимать Татьяну Самойлову, а уже в пару к ней подобрали Алексея Баталова. Обоим пришлось на съёмках нелегко, потому что Калатозов был очень придирчив. Он начинал карьеру в кино как оператор, поэтому имел на всё собственный взгляд и заставлял группу переснимать эпизода. Доводя их до совершенства.
Татьяна Самойлова подхватила на съёмках туберкулёз, но приезжала на площадку и работала даже при дурном самочувствии. Алексей Баталов умудрился получить раны на лице, но вернулся в кадр, едва их залечив.
После премьеры в адрес ленты критично высказался Никита Сергеевич Хрущев, руководивший в те годы страной. Он счёл героиню распутницей, но ни зрители, ни критики с ним не согласились.
2. «Война и мир» (1966), самый высокобюджетный советский фильм, который создавали шесть лет. «Война и мир» - это также первый фильм, снятый по госзаказу. Изначально картина задумывалась как мировой хит, который должен был увлечь не только зрителей СССР, и заграничных любителей кино. Конкуренция среди режиссёров была огромной: всем хотелось снять такой эпохальный фильм. На финальную прямую вышли начинающий Сергей Бондарчук и уже легендарный Иван Пырьев. В итоге второй уступил, так что режиссёром «Войны и мира» стал Бондарчук.
Картину снимали всей страной. Советская армия командировала на съёмки полки, Министерство транспорта доставило на площадку сотни вагонов, 58 музеев предоставили реквизиторам возможность заглянуть в запасники, бутафорские ружья и пистолеты производили на 40 заводах.
Актёрский состав ленты – это подлинное созвездие. На съёмочной площадке появились и мэтры отечественного кино, и самые востребованные артисты шестидесятых, и молодые исполнители, которые в будущем стали звёздами. Их игру оценили зрители 117 стран.
3. «Восхождение» (1976), советский фильм, впервые получивший первую премию Берлинского кинофестиваля – «Золотого медведя». Отмечу особо, что ленту сняла Лариса Шепитько, и она, пожалуй, единственная советская женщина-режиссёр, кому удалось пробиться на такой уровень.
Для Ларисы «Восхождение» стало очень личной историей. Она не один год добилась начала съёмок Повесть Василя Быкова «Сотников» Шепитько прочитала с ложный момент жизни и была настолько впечатлена, что решила снять кино любой ценой. В ленту режиссёр вложила собственные взгляды на жизнь, убеждения и видение происходящего, и, возможно, именно это сделало «Восхождение» таким откровенным.
Лариса принципиально отказалась снимать именитых артистов и выбрала на главные роли Владимира Гостюхина, до того снявшегося всего в нескольких не слишком заметных ролях, и дебютанта Бориса Плотникова.
«Незасвеченные» лица помогли ей добиться выпуклости образов, показать подноготную военного времени и донести до зрителя действие почти на подсознательном уровне. Несмотря на то, что в прокат картина пробивалась со сложностями, она в итоге стала классикой кино не только советского, но и мирового. Для Ларисы Шепитько эта работа стала последней: в 1979 году 41-летняя режиссёр погибла в автокатастрофе.
4. «Пираты XX века» (1979), самый кассовый советских фильм и, по мнению многих критиков, первый настоящий советский боевик. Ну и, напомню, что здесь впервые открыто показали карате, прежде находившееся в опале восточное боевое искусство.
«Пираты ХХ века» стали хитом в один миг. Режиссёр Борис Дуров считает, что его
лента вывела на первый план новых героев: мужественных, брутальных, сильных.
Таких персонажей в тогдашнем кино определённо не хватало, фильмы чаще снимались про учёных-интеллектуалов, директоров колхозов и рабочих или рефлексирующих интеллигентов. Зрителю же хотелось чего-то более искромётного, энергичного, возможно, даже жёсткого. Это всё и дали «Пираты ХХ века».
В немалой роли популярности боевика поспособствовал исполнитель главной роли Николай Ерёменко, к тому времени уже настоящий любимец публики (особенно женской её части). А Талгату Нигматулину, который в основном и демонстрировал владение карате в кадре, картина принесла всесоюзную известность.
5. «Москва слезам не верит» (1979), советский фильм, получивший премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и проданный в сто стран. Кроме того, картина может считаться рекордсменом по окупаемости: доход от проката превысил затраты почти в 70 раз!
Любопытно, что и сам Меньшов, и Вера Алентова, исполнившая главную роль, да и другие члены группы, не особо верили в ленту, поэтому её успех стал для них сюрпризом. Мало того,
в фильме никто не хотел сниматься. Роль Кати Тихомировой отвергли Тамара Сёмина, Валентина Титова, Жанна Болотова, Людмила Савельева, Галина Польских.
Да и Алентова согласилась сниматься лишь из чувства солидарности с супругом. Та же проблема была и с Гошей, Меньшов даже подумывал сняться сам, но потом возник Алексей Баталов, и это одно из тех гениальных попаданий в роль, которые далеко не всегда случаются в кино.
Мелодрама Владимира Меньшова до сих пор смотрится актуально (разумеется с поправками на сегодняшнюю реальность). Просто потом, что история, рассказанная в нём, повторяется снова и снова с тысячами женщин. А ещё жизнь в сорок лет действительно только начинается.
А вам нравятся эти картины?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296