Фильм «История одной бильярдной команды» (1988) режиссёр Себастьян Аларкон назвал «своеобразным откликом на перестройку в Советском Союзе». Правда, лента получилась сложноватой, тягучей и даже немного нудной, но
в ней явно видны приметы своего времени — середины восьмидесятых, когда жизнь в СССР начала стремительно и радикально меняться.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Себастьян Аларкон родился в Чили, но в начале семидесятых приехал в СССР, чтобы учиться во ВГИКе. Буквально через пару лет в Чили случился военный переворот, и это мрачное событие заставило Аларкона задержаться в Советском Союзе надолго.
Первые его картины были острополитическими и рассказывали о том, что происходит на родине.
Уже дебютная работа, политическая драма «Ночь над Чили» (1977), показала, что молодой кинематографист — это автор с собственным ярким и резким почерком. Следующие несколько фильмов Себастьян Аларкон создал именно в таком бескомпромиссном стиле. Но позже, в середине следующего десятилетия, судьба свела его с Александром Адабашьяном, актёром, сценаристом и режиссёром. Для Аларкона знакомство стало поворотным моментом, в интервью он потом говорил:
«Благодаря ему я понял, что кино — это не только и не столько политика. Это еще и умение закрутить увлекательный сюжет, создать интересные характеры, раскрыть потенциал занятых в картине актеров».
В сотрудничестве с Адабашьяном режиссёр начал снимать фильмы менее политизированные, более романтические, осваивал жанр комедии и трагикомедии. К последнему он относил и ленту «История одной бильярдной команды», сценарий для которой написал сам вместе с Адабашьяном.
Часто жанр этой картины указывают как притчу, но я бы отнесла её к магическому реализму, так популярному в Латинской Америке.
Да и сам Аларкон отмечал, что при работе над сценарием он вдохновлялся произведениям кубинского писателя Алехо Карпентьера, романами колумбийского классика Габриэля Гарсиа Маркеса и аргентинца Хорхе Луис Борхеса.
«История одной бильярдной команды» разворачивается в маленькой латиноамериканской деревушке на берегу океана. Жизнь в ней течёт неспешно, люди проводят время в повседневных заботах.
Не сидится спокойно лишь ссыльному Пачо Пальма, который решает организовать из местных мужчин команду для игры в придуманный им фрибильярд.
Мужчины охотно включаются, приходят на тренировки и мечтают о громком будущем, когда в их деревню будут приезжать журналисты и спортсмены, а сами они обретут мировую известность как звёзды фрибильярда.
Но как-то в деревушке появляется торговый автомат, и все жители оказываются зачарованы напитками в ярких банках и сладостями в кричащих обёртках, которые так запросто можно купить в автомате. И вот уже игроки готовы пропустить тренировку, только бы постоять рядом с автоматом и то-то приобрести.
Спустя время автомат чудесным образом разрастается до небольшого киоска, где «запретных плодов», таких манких, таких влекущих, уже больше, а потом на месте киоска вырастает огромный супермаркет с изобилием невиданных продуктов. Но не у всех есть деньги, чтобы порадовать себя деликатесами. На этот случае есть удобное решение — кредит (не чудится ли вам в этом что-то знакомое?). Уже мало кто в деревне помнит про бильярд, куда интереснее жителям бегать в магазин и глазеть на диковинки.
День за днём люди становятся всё развращённе, их уже не волнуют размышления о будущем, им уже не хочется изучать хитрые приёмы игры в бильярд, их больше не притягивают милые вечера в баре, когда они обсуждали прошедший день.
Апофеозом становится ситуация, когда местные решают, что на месте бара должен стоять банк (а где ещё брать кредиты?). Разборка с владельцем бара, одним из самых популярных жителей деревни, приводит к трагедии.
Роль Пачо Пальмы Себастьян Аларкон без колебаний отдал Сергею Газарову, который и прежде снимался в его фильмах, пусть и не всегда в крупных ролях.
Газаров был любимым актёром Аларкона, участвовал почти во всех его картинах. «Историю одной бильярдной команды» вполне можно считать бенефисом артиста, поскольку именно на его герою держится действие и вся философия сюжета.
В других ролях Светлана Тома, Мария Капнист, Нина Тер-Осипян, Семён Фарада, Владимир Татосов, Сергей Векслер, Юрий Катин-Ярцев, Сергей Шкаликов, Игорь Золотовицкий.
Со многим исполнителями режиссёр работал уже не в первый раз, так что команда была сплочённой, и на площадке царила атмосфера понимания и полноценного творчества.
Отдельно стоит отметить двух советских знаменитостей, которые в фильме присутствуют опосредованно. Голосом из приёмника, вещающим о последних событиях, стал Зиновий Гердт. А на плакате, висящим на центральном заднии деревне, который так раздражал Пачо, в образе Великого капитана, диктатора страны и сатрапа по мнению Пачо изображён Сергей Юрский (и выражение лица капитана, кстати, иногда меняется).
Натурные сцены снимали в Крыму — только там Себастьян Аларкон смог отыскать колоритные уголки, хотя бы отчасти напоминавшие ему родные чилийские.
Деревушку же, где разворачивается основное действие, создали на «Мосфильме», построив пафосные витрины с неоновой подсветкой и соорудив бедные лачуги, где обитают местные. Помогали Аларкону делать ленту две зарубежные киностудии — испанская «Тартессос фильмз» и австрийская «Клинкарт фильмз». К концу 1988 года «История одной бильярдной команды» была готова.
Новая картина Себастьяна Аларкона большим событием не стала и внимания зрителей не привлекла. При понятном и актуальном сюжете стиль изложения оказался тяжеловатым для массовой аудитории. Сегодня этот фильм не числится в известных и востребованных, но и поныне мнения о нём радикально различаются:
одни зрители видят в «Истории одной бильярдной команды» пресное и монотонное повествование, другие восхищаются прозорливостью авторов и тем, как метко они описали будущее.
В целом, однако, можно сказать, что Аларкону действительно удавались политические работы, жёсткие и обличительные, а эксперименты с жанрами не лучшим образом отразились на его кинотворчестве.
А что вы видите в «Истории одной бильярдной команды»: занудство или пророчество?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: