Снимать фильмы о спорте и великих спортсменах прошлого стало у нас в последние годы модно. В советские времена такие картины были редкостью, хотя сама спортивные и околоспортивные темы в кино поднимались. В 1969 году режиссёр Резо Эсадзе взялся за постановку
истории про футболиста, который на четвёртом десятке вынужден завершить карьеру и задуматься, каким будет его путь дальше.
Фильм вышел с названием не вполне футбольным, но очень спортивным - «Секундомер».
Основой ленты стал сценарий знаменитого драматурга Леонида Зорина, который рассказал не о триумфе спортсмена, не о том, как ему рукоплещут поклонники, а о поворотном моменте, когда
человек превращается из кумира в списанного ветерана.
По замыслу режиссёра, играть такого персонажа должен был не записной красавец с эталонной фигурой, а актёр, глядя в глаза которому зрители бы верили, что он прощается с тем, что любил и делал несколько десятилетий. Выбор Эсадзе пал на Николая Олялина, который сумел отменно передать все переживания уходящего футболиста. Резо Эсадзе вообще изначально отказался от идеи предоставить спортсменов как людей идеальных во всех смыслах и твёрдо
решил показать футболистов как людей реальных, обычных, со своими проблемами.
Роль возлюбленной героя сыграла Наталья Антонова. Сейчас, увы, её уже мало кто помнит, потому что карьера Натальи в кино была скоротечной, но в конце шестидесятых она была актрисой популярной, особенно после роли в мелодраме «Друзья и годы» (1965). А ещё Резо Эсадзе снял в «Секундомер» режиссёра Геннадия Полоку, композитора Олега Каравайчука (который, к слову сказать, больше после этой работы не появлялся в художественном кино), и знаменитого советского футболиста Сергея Сальникова. Любопытно, что Сергей Сальников, которому было тогда уже 45, сыграл ветерана, которого заменяет начинающий футболист, герой Николая Олялина.
Когда-то ему самому пришлось пережить то же самое в реальной жизни (в 1960 году Сальников закончил карьеру и перешёл на тренерскую работу), и поэтому-то его образ оказался горько-правдивым.
Фильм «Секундомер» отличается от сегодняшних картин отсутствием зрелищных съёмок матчей, но демонстрация спортивных баталий как шоу и не входила в планы авторов.
Им хотелось акцентировать внимание не на внешней стороне спорта, а на том. что происходит в душе конкретного футболиста, когда у него фактически забирают дело жизни, всё то, что составляло суть его бытия.
Завершая ленту, Резо Эсадзе отказался от финала, который был в сценарии. У Леонида Зорина герой так и остаётся на распутье: он приходит к пониманию, что ему придётся что-то ломать в своей судьбе, чтобы двигаться дальше.
А вот в фильме концовка иная, менее драматичная:
несмотря на то, что экс-футболист поначалу сомневается в собственных тренерских способностях, он принимает решение всё-таки стать наставником, вдохновившись дворовым матчем юных любителей футбола. Был ли такой финал заказом чиновников, неизвестно, но он определённо вселял надежду, что у героя всё сложится хорошо.
А какие фильмы о спорте нравятся вам: идеализированные или правдивые?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296