Советский фильм «Солярис» входит не только в золотой фонд отечественной киноклассики, но и в мировой. Любая другая экранизация романа Станислава Лема будет обречена на сравнение с картиной Тарковского и почти наверняка проиграет (как, например, произошло с голливудской фантастической лентой 2002 года). Между тем, сам Тарковский не горел желанием делать «Солярис», он ещё во время съёмок «Андрея Рублёва» (1966) замыслил «Зеркало» и упорно пробивал его. Но чиновникам эта идея казалась неоднозначной и даже провокационной, поэтому и дали разрешение на «Солярис», лишь бы перебросить внимание Тарковского на другой проект. Но сложности были и тут, и начались они практически сразу. Тарковский, который фантастику недолюбливал, сам написал сценарий, но сильно изменил оригинал. Приехавший в Москву Лем был крайне недоволен таким отношением к его роману. Тем не менее, был принят вариант Тарковского. Он же собрал и группу, включив в неё тех, с кем работал уже не раз: оператора Вадима Юсова, снявшего