Найти тему

«Рождённая революцией» — лицо советской милиции семидесятых

В начале семидесятых сценаристы Гелий Рябов и Алексей Нагорный написали сценарий о работе советской милиции «Комиссар милиции рассказывает», списав главного героя с реального следователя, который даже подарил главному герою фамилию — Кондратьев. Но крупные киностудии сценарий отвергли, отчасти потому, что не хотели пристального контроля со стороны милицейского начальства (а это было неизбежно при работе над лентой о милиции).

Кадр из фильма «Рождённая революцией»
Кадр из фильма «Рождённая революцией»

Гелий Рябов и Алексей Нагорный новичками в кино не были и даже успели поработать вместе прежде. Гелий Рябов раньше и сам был следователем, так что будни милиции знал изнутри. На этот раз дуэт замахнулся на создание настоящей эпопеи:

новый сценарий предполагал масштабное повествование, растянутое на десять серий, причём по сюжету герои на протяжении фильма должны были прожить целую жизнь.

А это означало, что на съёмки уйдёт не один год, да и усилий понадобится невероятно много. Это обстоятельство тоже смущало киностудии. И только на киевской студии имени Александра Довженко нашёлся доброволец, который согласился приступить к работе. Так режиссёр Григорий Кохан стал автором одного из самых грандиозных многосерийных советских фильмов«Рождённая революцией. Комиссар милиции рассказывает».

Как только худсовет дал добро на съёмки, встала задача поиска главного исполнителя.

В начальных эпизодах картины герой — совсем юный, вчерашний подросток, а в финале это уже мужчина на закате жизни.

Поэтому изначально режиссёр предполагал найти трёх актёров, которые играли бы героя в разных возрастах. Но потом от этой идеи отказались. Причина была очевидной:

даже если бы артисты были похожи, пусть и при помощи грима, их органика, мироощущение внутреннее понимание и трактовка образа всё равно были бы разными,

и зритель определённо был бы в замешательстве. Так что в итоге было принято решение, что на протяжении всех десяти серий в центре будет единственный актёр, возраст которого будут менять гримёры.

Через пробы прошли более 30 претендентов, но Григорий Кохан остановил выбор на Евгении Жарикове, в котором было одновременно и что-то простое, близкое обычным людям, и выраженная внутренняя сила, необходимая борцу с криминалом. К тому же Жариков был мужчиной привлекательным, что добавляло бы его герою-милиционеру симпатий.

Фото со съёмок
Фото со съёмок
Удивительно, но такое «лицо советской милиции» не понравилось руководству Гостелерадио.

Но Григорий Кохан уже не видел в роли Кондратьева никого другого и поставил ультиматум: или он снимает Жарикова, или отказывается от работы. Со скрипом чиновники согласились, добавив условие: в случае провала фильма вся ответственность ляжет на режиссёра. Кохан согласился рискнуть и начал искать для героя экранную пару. И тут помог сам Евгений Жариков. По его просьбе на пробы пригласили молодую актрису Наталью Гвоздикову. С ней Евгений познакомился на предыдущих съёмках. Девушка ему понравилась, он не прочь был поработать с ней ещё.

Пробы прошли неудачно, Гвоздикова уехала разочарованной и расстроенной.

Но буквально через пару дней стало известно, что утвердили всё-таки её.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Одновременно с поиском актёров шла подготовительная работа. Киношникам требовалось показать на экране, как проходят десятки лет, начиная с предреволюционных времён.

Старинные дома, уличные вывески и таблички, наряды для героев и массовки, транспорт — всё это нужно было подобрать в соответствии с эпохой.

Большая часть натурных сцен снималась в Москве и Ленинграде, а эпизоды внутри помещений создавали в павильонах студии Довженко. Григорий Кохан с ассистентами и оператором исходили центры столиц, подыскивая колоритные и сохранившие дух времени переулки, дома, дворы. И это было крайне сложно, ведь к семидесятым уже повсюду висели провода, торчали антенны и трубы, которых полвека назад не было и в помине.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Съёмки стартовали в середине 1974 году.

Григорию Кохану поставили задачу завершить ленту к очередному юбилею советской милиции: 60-летию, которое планировали пышно отмечать в 1978 году.

Это означало, что десять серий (а с учётом того, что в каждой действие происходило в ином времени, можно говорить, что снимали десять отдельных фильмов) нужно подготовить к телеэфиру за три с половиной года. Поэтому трудились киношники без отдыха. А ещё

на площадке почти круглосуточно присутствовали милицейские чины. Не ради контроля, а чтобы помогать кинематографистам.

Они консультировали декораторов, реквизиторов и, конечно же, исполнителей, объясняли тонкости тех или иных процедур, показывали интересные приёмы.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Всё это было необходимо, чтобы картина получилась не лакированной, а правдивой, чтобы и в неё, и в Кондратьева зрители, и даже самые придирчивые и знающие зрители, поверили безоговорочно. Мало того,

МВД помогало кинематографистам и на улицах. Порой ради нескольких дублей на полдня оцеплялись и перекрывались целые кварталы,

а милиционеры обходили квартиры и просили людей не выходить в определённое время из подъездов, чтобы не мешать съёмкам.

Когда подготовили первые три серии, в Киев на просмотр прибыл замначальника московского уголовного розыска. Но, увы,

мнения своего он высказать не смог: на выходе из зала после просмотра чиновник схватился за сердце. Медики не сумели спасти следователя,

и эта трагическая история мигом долетела до министра внутренних дел Николая Щёлокова. Тот самолично решил узнать, что же наснимал Кохан. И ему-то картина понравилась. Кстати, именно Щёлоков случайно придумал название для фильма. Он заметил, что главный герой рождён революцией, отсюда получилось и название для всей истории — «Рождённая революцией». Министр первые серии одобрил, группа благополучно продолжила снимать.

Ну и чуть-чуть о сюжетном повороте, который расстраивает всех, кто смотрел и смотрит «Рождённую революцией», — гибели верной супруги Кондратьева.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

На съёмках реальные отношения между Евгением Жариковым и Натальей Гвоздиковой разгорелись настолько, что они поженились.

Григорий Кохан попросил их повременить с пополнением семьи, они поообещали не обзаводиться ребёнком до финала, но слова не сдержали.

Когда создавали девятую серию, выяснилось, что Наталья ждёт малыша. Сначала беременность маскировали просторными нарядами, потом оператор снимал актрису лишь по пояс, а когда скрыть живот уже было нельзя, режиссёр приняли безжалостное решение — вывести героиню из действия. К слову,

жена прототипа киношного Кондратьева прожила очень долгую жизнь и даже пережила супруга.

А вот Григория Кохана до конца жизни упрекали в том, что на экране жена Кондратьева погибла.

Премьера многосерийной ленты «Рождённая революцией. Комиссар милиции рассказывает» сопровождалась ажиотажем. Зрители замирали у экранов, следя за событиями. Показ ещё не успел завершиться, а в телецентр уже летели письма и телеграммы с благодарностями. Правда,

многим, включая высокопоставленных милиционеров, главный герой показался слишком уж правильным и безупречным, напрочь лишённым недостатков.

С другой стороны, Николай Кондратьев превратился в канонический образ, на который хотелось равняться. Благодаря фильму авторитет милиции резко вырос, а молодёжь устремилась на работу во внутренние органы. Участники съёмок получили госпремии и награды от МВД, а Евгений Жариков стал обладателем именных часов от самого Щёлокова.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Сегодня в кино и на тв показывают иных сотрудников МВД, которым свойственны и слабости, и даже иной раз пороки. Экранные полицейские выполняют свою работу, и зачастую добросовестно и ответственно, но вряд ли кого-то из них можно назвать лицом полиции (уж по крайне мере, в положительном смысле). А Николай Кондратьев, герой ленты «Рождённая революцией», таковым стать сумел и по сей день остаётся.

А кому вы бы доверились в сложной ситуации — Николаю Кондратьеву или полицейским из сегодняшних сериалов?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-8

В новых выпусках:

Какая мистика творилась во время работы над «Неоконченной пьесой для механического пианино» (беседа с автором блога Блог-монолог об одноимённом фильме):

Почему на съёмках решили «повесить» молодую актрису Валентину Шендрикову (дискуссия о фильме «Король Лир» с автором блога Блог-монолог):

История о том, как из Бронислава Брондукова сделали героя-любовника: