В этой честной картине, без прикрас показавшей будни лётчиков, охранявших город на Неве, дебютировала и Людмила Гурченко как актриса драматическая. На экране она появилась раньше и уже успела зрителям полюбиться, но
и аудитория, и режиссёры воспринимали Гурченко как артистку лёгкого жанра, эдакую опереточную красотку.
Владимир Венгеров, которому доверили снимать фильм «Балтийское небо» (1961), увидел в ней героиню серьёзную, по-настоящему драматическую, которая умеет не только блистательно петь и танцевать.
Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!
Экранизацию одноимённого романа Николая Чуковского поручили Владимиру Венгерову. Прежде режиссёр военных лент не снимал, но за предложенный сценарий взялся. Мало того,
он сразу придумал несколько интересных ходов, чтобы зрители почувствовали себя жителями осаждённого ленинграда.
Венгеров отказался от цветной плёнки в пользу чёрно-белой. Он активно использовал хроникальные кадры, сделанные во время войны в Ленинграде. А ещё решил реконструировать некоторые эпизоды, очень тщательно, дотошно, так что они полностью совпадали с хроникой. В результате
зрители даже не могли понять в какой момент заканчивается хроника и начинается художественное кино.
Тут надо сказать, что в работе съёмочной группе сильно помогли Ленинградский обком партии и Ленинградский военный округ, поэтому режиссёру, декораторам, бутафорам, оператором было реализовывать задумки проще, чем коллегам по киностудии.
Для массовых сцен на площадку командировали солдат, военные предоставили технику, включая машины и танки.
К тому же кинематографистов никто не подгонял, так что у них было время на проработку эпизодов, подготовку декораций и сами съёмки. Именно поэтому картина и получилась правдивой даже в мельчайших деталях.
Съёмки стартовали в 1959 году. На главные роли Владимир Венгеров пригласил актёров, которые уже успели завоевать известность: Михаила Ульянова, Павла Луспекаева, Ролана Быкова, Петра Глебова, Михаила Козакова. Из предыдущей ленты режиссёра в новую попали Олег Борисов и маленький актёр Витя Перевалов.
На роль 14-летней Сони, жительницы блокадного города, Венгеров неожиданно для всех позвал Людмилу Гурченко.
Ей на тот момент было уже 23 года, она только что родила дочь, и на встречу с режиссёром приехала с малышкой и мамой.
Но режиссёра это не смущало, он даже не проводил проб, а сразу взял будущую приму в фильм. Сама Людмила Гурченко позже называла роль в «Балтийском небе» подарком судьбы и была благодарна Венгерову, что он избавил её от шлейфа опереточности. А ещё у неё сложились тёплые отношения с партнёром Олегом Борисовым, да и смотрелись они на экране вместе гармонично. Их слаженный дуэт так понравился Владимиру Венгерову, что через пять лет он пригласит обоих в ленту «Рабочий посёлок», где они тоже сыграют пару.
Съёмки были масштабными, с перекрытиями городских улиц и привлечением огромной массовки. Интересно, что
«дорогу жизни» снимали не на Ладоге, а на Неве, за городским стадионом имени С. М. Кирова.
Во время съёмок на льду с группой постоянно находились специалисты, контролировавшие толщину льда, и лишь после их разрешения персонал и актёры выходили на лёд.
Для создания одной из самых мощных сцен ленты, затопления грузовика, авторы пошли на хитрость.
Эпизод, где машина уходит под воду, а фары продолжают светиться, впечатляет и сегодня, а для поколения, пережившего блокаду, он был наполнен живой драмой.
Правда, светятся в нём всё-таки не фары машины: для большей эффектности использовали авиационные прожекторы, которые упаковали в водонепроницаемые короба и медленно погружали в воду.
Военный аэродром изобразил аэродром в посёлке Лебяжье в Ленинградской области.
Правда, самолётов военного времени там уже не осталось, так что пришлось создавать макеты. И даже здесь Владимир Венгеров не отступил от первоначальной задумки быть достоверным:
макеты полностью повторяют оригиналы и даже специалистам сложно найти отличия от настоящих самолётов.
Но в воздух поднимали уже современные машины, которые буквально перед полётами доводили до ума, чтобы они имитировали своих предшественников. Это было довольно рисковано, поскольку бутафоры и декораторы порой затрагивали важные технические узлы, например, укорачивали крылья или меняли форму фюзеляжа, и это могло сказаться на безопасности, но, к счастью, всё обошлось.
«Балтийское небо» планировали выпустить в 1960 году, к 15-летию Победы.
Но тогда завершили лишь первую серию, так что премьеру перенесли на следующий год. Первый показ картины прошёл 19 июня 1961 года, накануне годовщины трагической даты — 20-летия со дня начала войны. Фильм посмотрело больше 36 миллионов зрителей, он вошёл в число главных фильмов года. Наверное,
единственным, кому открыто не пришлась по вкусу драма, стал Николай Чуковский. Он раскритиковал творение Венгерова за недостаточные пафос и эпичность.
Режиссёр сосредоточился на человеческих судьбах и показал блокадные будни через героев. Чуковский же писал книгу о военном подвиге и ожидал увидеть на экране батальные сцены и бои, которых там почти не оказалось. Писатель остался разочарованным и даже требовал, чтобы ленту изъяли из проката.
В нынешнем году «Балтийскому небу» исполнилось 60 лет. И его обязательно надо смотреть, чтобы не уходила из памяти история страны и чтобы ни у кого и никогда не возникало мыслей, что Ленинград надо было сдать.
А вы помните «Балтийское небо»?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:
Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста: