Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

«Обыкновенное чудо» (но не то, о котором вы подумали)

Экранизация лирической сказочной пьесы Евгения Шварца стала одной из вех в кинокарьере Марка Захарова. Но за полтора десятка лет до этого фильма свет увидел её предшественник — «Обыкновенное чудо» в постановке замечательного актёра и режиссёра Эраста Гарина.

Кадр из фильма  «Обыкновенное чудо»
Кадр из фильма «Обыкновенное чудо»

Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!

К «Обыкновенному чуду» Эраст Гарин шёл много лет.

Ещё в пятидесятые он поставил пьесу в Театре киноактера, но потом долго мечтал перенести спектакль на экран. С творчеством Шварца Гарин был прекрасно знаком:

ещё в послевоенном 1947 году он сыграл Короля в сказке «Золушка» по сценарию драматурга и хотел вновь вернуться к образу Короля, пусть и иного. В начале шестидесятых Гарин всё-таки добился разрешения, вместе с супругой Хесей Локшиной написал сценарий и приступил к съёмкам.

Короля режиссёр, конечно же, оставил за собой, ведь не зря он столько лет шёл к этому.

Это волюнтаристское решение было чрезвычайно удачным, и позже Королём восхищались и зрители, и критики. Король Гарина получился типичным шварцевским персонажем: взбалмошным, нелепым, противоречивым, но при этом простодушным и до невозможности обожающим дочь.

Фото со съёмок. В центре — Эраст Гарин
Фото со съёмок. В центре — Эраст Гарин
Любопытной была находка костюмеров, нарядивших Короля в шотландский килт.

Этот национальный костюм ещё не был так широко известен, как сегодня, так что выглядел весьма оригинально. Добавило пикантности и перовео появление Короля:

сначала зрители увидели верхнюю чать тела, а потом, когда открылась нижняя часть дверцы дома Волшебника, появились худощавые, совсем не королевские ноги в клетчатой юбке.
Фото со съёмок. Эраст Гарин
Фото со съёмок. Эраст Гарин

Роль волшебника получил Алексей Консовский. Это тоже была своего рода перекличка с «Золушкой»: Алексей там играл Принца.

Волшебник в «Обыкновенном чуде» — это в некоторой мере тот же Принц, но повзрослевший, поумневший, кое-что повидавший, зрелый.

Алексей Консовский в историю вписался идеально и тоже показал то самое «шварцевское» настроение сказки с двойным дном.

Фото со съёмок. Алексей Консовский и Нина Зирская
Фото со съёмок. Алексей Консовский и Нина Зирская

В образе Медведя Эраст Гарин увидел начинающего актёра Олега Видова. Поначалу была идея взять на роль Вячеслава Тихонова, который играл Медведя в спектакле Театра киноактёра, но от неё быстро отказались по банальной причине: Тихонову было уже за 30 и юношей он уже не выглядел. Тогда-то и возникла кандидатура Олега Видова.

Фактически это был его дебют в главной роли: он хоть и снимался уже несколько лет, но лишь в эпизодах, которые зрители едва замечали.

Уже потом Видов не раз благодарил Гарина, называл его своим учителем, говорил, что именно Гарин раскрепостил его на съёмочной площадке и вселил уверенность в себе.

На роль Принцессы Эраст Гарин тоже взял актрису молодую, имя которой ничего не говорило аудитории. Это была Нелли Максимова, до того в кино не снимавшаяся. Выбор оказался спорным:

не всем такая трактовка образа пришлась по вкусу. Нелли была актрисой театральной и многое привнесла в образ Принцессы именно из театра, в том числе некоторую статичность,

за которую позже актрису критиковали. Но большинству зрителей Принцесса, одновременно робкая и решительная, мягкая и сильная, показалась симпатичной, к тому же в общую канву ленты она всё-таки вписывалась.

Фото со съёмок. Нелли Максимова и Олег Видов
Фото со съёмок. Нелли Максимова и Олег Видов

Также в фильме снялись Нина Зорская, Георгий Георгиу, Евгений Весник, Виктор Авдюшко и очаровательный Георгий Милляр в бессловесной роли Палача. Но особого упоминания заслуживает Валентина Караваева, звезда с трагической судьбой, обладательница шикарного голоса, которым на экране говорили и её советские коллеги, и заграничные звёзды.

Фото со съёмок. Валентина Караваева и Виктор Авдюшко
Фото со съёмок. Валентина Караваева и Виктор Авдюшко
После триумфа в сороковые все ждали, что Валентина станет одним из киносимволов эпохи, но катастрофа, изуродовавшая внешность актрисы, закрыла для неё путь на экран.

Эраст Гарин вытащил актрису из забвения, дав ей довольно крупную роль. Благодаря гриму и чёрно-белой плёнке шрам Валентины почти незаметен, а её голос, сочный, глубокий, выразительный, — просто наслаждение для слуха. Эраст Гарин позовёт Валентину и в свой следующий фильм, «Весёлые расплюевские дни» (1966), но там роль будет совсем маленькая и

после зрители уже больше никогда не увидят актрису в кино.

На съёмки группа отправилась на юг, в Крым. Эпизоды снимали на природе, а часть сцен создали в Воронцовском дворце в Алупке. Это была принципиальная позиция режиссёра: он намеренно отказался от павильонных съёмок и позволил актёрам чувствовать себя во дворце (а не «как во дворце»). Ещё я нашла информацию, что домиком Волшебника стал Голландский домик в московской усадьбе Шереметевых Кусково, но сама его не узнала в кадре.

«Обыкновенное чудо» встретили неоднозначно. Евгений Шварц славился умением писать пьесы с подтекстом, сказки для взрослых, над которыми нужно думать.

Эраст Гарин создал действительно красивую, несмотря на чёрно-белое изображение, сказку в эстетике и духе шестидесятых.

Более поздняя версия Марка Захарова — это несколько более гротескная интерпретация с налётом эстрадности, которую стоит смотреть ради настоящих советских звёзд кино. Фильм же Эраста Гарина стоит смотреть ради самого фильма, ради сюжета и ради обыкновенного чуда.

А вы кого выбираете? Гарина или Леонова? Консовского или Янковского? Видова или Абдулова?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-7

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:

Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста: