В послевоенном советском кино не было принято, чтобы мужчины играли женщин, а женщины — мужчин. Однако один такой фильм всё-таки появился. Мало того, это была экранизация английского классика, самого Вильяма нашего Шекспира! Речь идёт о фильме «Двенадцатая ночь» (1955) режисёра Яна Фрида, где роль двойняшек, брата и сестры, сыграла Клара Лучко.
Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!
Пьесы Шекспира уже не первое столетие шли на театральных сценах, в том числе, конечно же, и на российских и советских. Но вот среди кинорежиссёров не было желающих переносить эти истории на экран. В 1955 году по какому-то любопытному совпадению за Шекспира взялись одновременно два режиссёра: на «Мосфильме» Сергей Юткевич запустился с драмой «Отелло», а на «Ленфильме» — Ян Фрид с комедией «Двенадцатая ночь». Второй вышел в прокат чуть раньше, так что
именно Яна Фрида и надо считать первопроходцем в советской кинематографической шекспириаде.
Ян Фрид был учеником Сергея Эйзенштейна, но особо опытным режиссёром его назвать было нельзя. Тем не менее он сам написал сценарий и постаралась сохранить и дух Шекспира, и его стиль. Но главная загвоздка возникла с поиском центральных персонажей: двойняшек Виолы и Себастяна. Конечно же, браться и сёстры фигурировали в кино и раньше, но сходства близких родственников обычно добивались с помощью грима. А вот
Фрид всерьёз задумался о том, чтобы отдать обе роли одной актрисе. Именно актрисе, потому что Виола и Себастьян всё-таки довольно молоды и сыграть юношу актрисе куда проще, чем актёру — девушку.
Режиссёр отсмотрел десятки претенденток, но подходящей не увидел. Уже всё было готово к съёмкам, декорации простаивали, и тут, как бывает нередко, вмешался случай.
Клара Лучко в первой половине пятидесятых была очень известна: после «Кубанских казаков» (1949) она в одночасье стала знаменитостью. Правда, отлично сыгранная роль сыграла с ней злую шутку:
её колхозница-передовичка Даша Шелест была такой реалистичной, что за Лучко сразу же закрепилось амплуа крепкой деревенской красавицы, девушки из народа, даже некой плакатной героини.
Так что в поле зрения Яна Фрида, искавшего актрису, она даже не попала. Зато потенциал увидела в Кларе помощница Фрида, которая пересеклась с ней в рабочей поездке. Ассистентка и привела Лучко на пробы. И Яну Фриду актриса приглянулась. Но худсовет резко отказал. Во-первых, сложившийся экранный образ Клары Лучко плохо сочетался со средневековьем и историческими костюмами, во-вторых, у неё по-прежнему чуть чувствовался украинский акцент, а ей ведь предстояло играть Шекспира.
Были сомнения и у самой Клары: всё-таки Шекспир — автор больше театральный, а она была актрисой кино, поэтому не была уверена, что справится. Все сомнения разрешил Ян Фрид. Худсовет он уговорил разрешить ему ему начать съёмки и уже в процессе работы оценить Клару Лучко. А сама актрису убедил, что она сможет исполнить две ярких роли сразу.
В итоге всё сложилось идеально:
чиновники убедились, что Кларе Лучко всё по плечу и амплуа «советской девушки» не мешает ей эффектно выглядеть в платье с кринолином.
Кстати, на площадке Лучко отказалась от дублёров и все трюки выполнила сама. Для этого ей пришлось пройти ускоренный интенсивный курс фехтования и научиться управляться с лошадью.
На другие роли Ян Фрид пригласил не менее именитых исполнителей: Аллу Ларионову, Бруно Фрейндлиха, Василий Меркурьева, который, к слову уже не первый год играл роль Мальволио в театре, Георгия Вицина.
Снялся в картине и супруг Клары Лучко Сергей Лукьянов, который любил работать вместе с женой.
На съёмки группа отправилась в Крым, где ассистенты нашли красочные пейзажи. Оператором на картине был Евгений Шапиро, который, как и Ян Фрид, тоже учился у Эйзенштейна и наблюдал за его опытами с цветом.
Работая над «Двенадцатой ночью», Евгения провёл чуть ли не исследование о роли цвета в кино,
контролировал пошив костюмов и даже грим, не говоря уж о том, чтобы тщательно выстраивать кадр и устанавливать свет. Результатом такой работы стала картинка яркая и насыщенная, но не кричащая, где даже броский цвет не затмевает актёра, а передние планы органично смотрятся на фоне задних.
На юге актёрам работалось вольготно, к тому же уже тогда Ян Фрид имел репутацию режиссёра чуткого и к исполнителям лояльного.
Единственное, что всерьёз напрягало всю группу, — довольно пикантная по тем временам сцена, когда Цезарио (на самом деле переодетая в юношу Виола) должен была поцеловать Оливию.
Клара Лучко позже рассказывала, что этих съёмок коллеги ждали не без волнения, а в день, когда нужно было снимать этот эпизод, все буквально затаили дыхание. Тем не менее с помощью шуток атмосферу разрядили, эпизод сняли и вышел он, конечно же, совершенно целомудренным.
В ноябре 1955 года «Двенадцатая ночь» отправилась в советские кинотеатры. Колоритная костюмная лента с забавным сюжетом зрителям очень понравилась, его посмотрело без малого 30 миллионов, он вошёл в десятку самых популярных фильмов года, а шекспироведы и сегодня оценивают эту работу очень высоко.
А как вы считаете, Кларе Лучко удался мужской образ?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:
Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста: