Порочный Рудольф-Родион, маменькин сынок и горе-соблазнитель из драмы «Москва слезам не верит» с восьмидесятых стал визитной карточкой Юрия Васильева. Интересно, что и кинокарьера актёра началась с похожего образа: в знаменитой ленте Сергея Герасимова Васильев тоже сыграл столичного искусителя, но всё-таки честного и полюбившего по-настоящему.
Сценарий для фильма «Журналист» Герасимов написал сам. Он намерено остановился на истории малой, не масштабной. «Журналист» - это не героическая «Молодая гвардия» (1948), не эпохальный «Тихий Дон» (1958), это
обычная жизнь обычных людей, в которых зрители узнали себя, знакомых, соседей.
Фактически эта картина положила начало кинорассуждениям режиссёра о месте и значении морали, нравственности, ответственности человека за всё, что происходит в его жизни. Позже тему продолжили ленты «У озера» (1969) и «Любить человека» (1972).
Актёра на главную роль Герасимов искал долго и придирчиво.
В своё время он так и не стал снимать фильм про Пушкина, потому что не нашёл исполнителя, который вписался бы в его видение образа поэта. Такие же муки испытывал Сергей Аполлинариевич, готовясь к «Тихому Дону», и тогда счастливейшим открытием стал Пётр Глебов. Для «Журналиста» такой находкой оказался Юрий Васильев, актёр Малого театра, сыгравший пару крошечных ролей и широкой публике незнакомый.
Именно в нём режиссёр увидел того самого корреспондента из столицы, неглупого, въедливого, искреннего, горячего, каким он и описал его в сценарии.
Главную женскую роль сыграла Галина Польских, ученица Герасимова. Режиссёр вообще часто снимал своих студентов, и зажёг много звёзд в советском кино. С Польских ему работать до того не приходилось, но она сама к тому времени уже стала знаменитостью: вышли и «Дикая собака динго» (1962), и «Я шагаю по Москве» (1963), и «Верность» (1965). Но
«Журналист» в фильмографии Галины всё-таки занимает особое место:
лента Герасимова подарила ей славу актрисы невероятной глубины.
Снялась в картине и Тамара Макарова, жена и соратник Герасимова, сам он тоже появился на экране в роли прожжённого и опытного журналиста-международника. Но, конечно, больше режиссёра интересовали другие исполнители, и ради выверенности, точности сцен он репетировал с ними часами. Сам произносил монологи, демонстрируя тончайшие оттенки интонации, сам отстраивал композицию кадра.
Оператор Владимир Рапопорт и специалисты-осветители шутили, что
фокус камеры выставлен с такой ювелирной точностью, будто готовится посадка на Луну.
Артистам Герасимов старался не отказывать в лишних дублях, понимая, что те ищут самые мелкие детали, полнее раскрывающие героев. Особенно много работал он с Васильевым, ведь именно его герой был в центре повествования и даже подарил название фильму. Кроме того,
Герасимов по-настоящему дорожил Юрием, как дорожит художник своим произведением.
Желание режиссёра создать совершенные сцены порой досаждало техническим работникам.
Так, камеры того времени при работе издавали заметные звуки, Герасимову же хотелось зафиксировать на плёнку сиюминутные ощущения и эмоции артистов, а не записывать потом голоса в студии. Синхронность записи для него была важна принципиально, ради этого операторы шли на ухищрения, заматывая камеру, чтобы снизить громкость.
Спустя годы после выхода «Журналиста» многие отмечали, что именно
в этой картине впервые стала отчётливо заметна афористичность Сергея Аполлинариевича,
его умение правильно подать мысль, даже будучи в окружении идеологических противников, способность показать, что в любом переплетается и плохое, и хорошее, и лишь от самого человека зависит, каким ему быть.
С момента выхода «Журналиста» прошло полвека. Как вам кажется, устареют ли когда-нибудь поднятые Сергеем Герасимовым проблемы?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296