«Двадцать дней без войны» — третья работа режиссёра Алексея Германа. К середине семидесятых Герман имел славу режиссёра своенравного и для власти небезопасного. Первый его фильм, «Седьмой спутник» (1967), встретили без восторгов, второй же, «Проверки на дорогах» (1971), вызвал не просто настороженность, а неприятие, так что тут же был сослан в архив.
Герману грозило отлучение от кино, но, к счастью, за него вступился сам Константин Симонов, писатель, обласканный властью и авторитетный.
Правда, «Проверки на дорогах» не удалось отвоевать даже Симонову, фильм так и остался на полке до лучших времён, но зато строптивцу-режиссёру всё-таки не перекрыли кислород.
Тему для новой картины предложил сам Симонов. Против него цензоры пойти не могли. Писатель сам прошёл через войну, написал сценарии к паре десятков лент, включая легендарные «Жди меня» (1943) и «Живые и мёртвые» (1964), его слово имело колоссальный вес. Он и дал Герману свои рассказы, чтобы тот их перенёс на экран.
Режиссёр выбрал рассказ «Двадцать дней без войны», Константин Симонов сделал из него сценарий, подготовка к съёмкам началась.
На главную роль Алексей Герман неожидано для всех пригласил Юрия Никулина. Слава Юрия Никулина была тогда запредельной после сотрудничества с Леонидом Гайдаем. Не меньшую популярность ему приносила и работа в цирке, но всё это были образы комические.
В фильме же не было ни грамма весёлости, это была серьёзная драматическая история.
Именно поэтому худсовет восстал против актёра, чиновники считали, что шлейф комедийных ролей напрочь испортит военную тему. К тому же в «Двадцати днях без войны» была романтическая линия, а Юрий Никулин никогда не был красавцем. Дополнительным аргументом против стал возраст: актёру уже перевалило за 50.
Но тут снова к делу подключился Константин Симонов. В рассказе его
герой был почти таким же, как Никулин. Немного неказистым очкариком, робковатым, простым мужчиной без второго дна, и даже внешне чем-то напоминал артиста.
Давил Симонов и на то, что Никулин тоже воевал, так что о фронтовых и тыловых буднях знал не понаслышке. После вмешательства мэтра Юрия Никулина хоть и со скрипом, но утвердили.
Зато Симонов категорически отверг актрису, которую выбрал режиссёр на главную роль. После нескольких проб Герман остановил выбор на Алле Демидовой. Поговаривали, что в костюме и гриме Демидова невероятно походила на Валентину Серову, актрису, которая была супругой Симонова в военную пору, поэтому писатель и выступил против. Тогда Герман предложил попробовать Людмилу Гурченко. Он был с ней знаком поверхностно, но знал её по предыдущим работам и видел в ней талант.
Режиссёр намеренно не стал устраивать проб для Гурченко: коллеги уверяли, что на пробах Гурченко часто неестественна, поэтому часто проваливается.
Гурченко утвердили почти сразу с одобрения Симонова.
Кстати, сотрудничество с Людмилой Гурченко оказалось для Алексея Германа мучительным. Их противостояние началось в первый же день, когда актриса появилась перед режиссёром во всей красе: с эффектной укладкой, маникюром, украшениями. Герман приказал артистке избавиться от всей этой мишуры и впредь приходить на работу в естественном виде. Кроме того, ему
в ленте требовалась не дива из водевиля (а именно такое амплуа закрепилось за Гурченко после её предыдущих работ), а обычная женщина, которую зритель должен видеть без прикрас. Поэтому он и снимал артистку с невыгодных ракурсов, в невыгодном свете, что ей, конечно, не нравилось.
Но именно в такой напряжённой, конфликтной атмосфере Гурченко выдавала максимальный результат. Спустя годы Герман рассказывал, что он специально провоцировал исполнительницу и таким образом добивался от неё того, чего хотел.
Когда с актёрским ансамблем всё утряслось, наконец-то начали съёмки. Алексей Герман считал принципиально важным воссоздать дух военного времени. Так, в первой части фильма герой Юрия Никулина едет в поезде.
На экране проходит около 20 минут, но съёмки заняли больше месяца.
Их вели под Джамбулом в Казахстане. Там на тупиковой ветке целыми днями ездил поезд, в котором всё и снимали. В нём было всего четыре вагона. Первый превратился в павильон, второй — в столовую, в третий и четвёртый — в общежитии для съёмочной группы. Кстати, создавали эти сцены зимой, на улице стояли морозы, но ради достоверности (ведь события происходят в непростом 1942 году) окна были открыты.
Если присмотреться, то можно даже заметить, что иногда у актёров изо рта идёт пар — настолько холодно было в вагоне.
Когда отсняли первые материалы, их традиционно отправили на просмотр в Москву. Через несколько дней Герману прислали ультиматум: или он снимает Никулина с роли, или он больше никогда не будет работать в кино.
Цензоры всё-таки затаили зло и решили любой ценой избавиться от комедийного актёра.
Ситуация накалилась настолько, что пришлось в очередной раз прибегнуть к авторитету Константина Симонова. Он совершил настоящий агитационный рейд по ЦК, Министерству культуры, Госкино, всячески убеждая чиновников, что Никулин здесь на своём месте. Давлению влиятельного писателя сопротивляться было очень непросто, и он снова победил.
Кстати, и
для самого Юрия Никулина работа в «Двадцати днях без войны» была неким испытанием: ему впервые предстояло стать героем-любовником.
Прежде в его фильмографии не было романтических сцен, здесь такая была, пусть и очень скромная. Актёру было сложно, тем более что рядом с ним была признанная красавица и мечта советских мужчин Людмила Гурченко, так что он порой маскировал смущение юмором. Тем не менее он с ролью справился, и этим влюбил в себя ещё больше зрителей.
Отснятый и смонтированный фильм чиновникам по вкусу не пришёлся.
Без лишнего шума его отправили в архив «Ленфильма». Герману и Симонову понадобился год, чтобы пробить премьеру.
Писатель снова обходил кабинеты влиятельных персон. Его главным аргументом стало утверждение, что
запрещают чиновники не режиссёра Алексея Германа, а сценариста Константина Симонова
(который, кстати, читает в «Двадцати днях без войны» закадровый текст). А это же совсем иной уровень, ведь Симонов — лауреат массы премий, орденоносец, любимец первых лиц страны! В конце концов ценой фантастических усилий писателя лента в 1976 году вышла в прокат.
Все участники съёмок триумф детища застали. Сегодня, спустя 45 лет после премьеры, «Двадцать дней без войны» по-прежнему живут. Уже ушли из жизни и Юрий Никулин, и Людмила Гурченко, и Алексей Герман, но картина, которая так непросто рождалась, стала классикой и одним из лучших фильмов о войне.
А вы часто смотрите фильмы на военные темы?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:
Как Андрея Миронова дважды изваляли в грязи и нечистотах во время съёмок ленты «Мой друг Иван Лапшин» (раскрываем с автором блога Блог-монолог неожиданные подробности о закулисье фильма):
Как карате привело Римму Маркову в фильм «Родня» (обсуждаем культовую ленту Никиты Михалкова с автором блога Блог-монолог):
Почему Фаина Раневская так и не стала Черепахой Тортиллой:
Какая мистика творилась во время работы над «Неоконченной пьесой для механического пианино» (беседа с автором блога Блог-монолог об одноимённом фильме):
Почему на съёмках решили «повесить» молодую актрису Валентину Шендрикову (дискуссия о фильме «Король Лир» с автором блога Блог-монолог):