Найти тему

Как 55-летнего Юрия Никулина превратили в героя-любовника

«Двадцать дней без войны» — третья работа режиссёра Алексея Германа. К середине семидесятых Герман имел славу режиссёра своенравного и для власти небезопасного. Первый его фильм, «Седьмой спутник» (1967), встретили без восторгов, второй же, «Проверки на дорогах» (1971), вызвал не просто настороженность, а неприятие, так что тут же был сослан в архив.

Герману грозило отлучение от кино, но, к счастью, за него вступился сам Константин Симонов, писатель, обласканный властью и авторитетный.

Правда, «Проверки на дорогах» не удалось отвоевать даже Симонову, фильм так и остался на полке до лучших времён, но зато строптивцу-режиссёру всё-таки не перекрыли кислород.

Кадр из фильма «Двадцать дней без войны»
Кадр из фильма «Двадцать дней без войны»

Тему для новой картины предложил сам Симонов. Против него цензоры пойти не могли. Писатель сам прошёл через войну, написал сценарии к паре десятков лент, включая легендарные «Жди меня» (1943) и «Живые и мёртвые» (1964), его слово имело колоссальный вес. Он и дал Герману свои рассказы, чтобы тот их перенёс на экран.

Режиссёр выбрал рассказ «Двадцать дней без войны», Константин Симонов сделал из него сценарий, подготовка к съёмкам началась.
Фото из открытых источников. Константин Симонов и Алексей Герман
Фото из открытых источников. Константин Симонов и Алексей Герман

На главную роль Алексей Герман неожидано для всех пригласил Юрия Никулина. Слава Юрия Никулина была тогда запредельной после сотрудничества с Леонидом Гайдаем. Не меньшую популярность ему приносила и работа в цирке, но всё это были образы комические.

В фильме же не было ни грамма весёлости, это была серьёзная драматическая история.

Именно поэтому худсовет восстал против актёра, чиновники считали, что шлейф комедийных ролей напрочь испортит военную тему. К тому же в «Двадцати днях без войны» была романтическая линия, а Юрий Никулин никогда не был красавцем. Дополнительным аргументом против стал возраст: актёру уже перевалило за 50.

Фото со съёмок. Алексей Герман и Юрий Никулин
Фото со съёмок. Алексей Герман и Юрий Никулин

Но тут снова к делу подключился Константин Симонов. В рассказе его

герой был почти таким же, как Никулин. Немного неказистым очкариком, робковатым, простым мужчиной без второго дна, и даже внешне чем-то напоминал артиста.

Давил Симонов и на то, что Никулин тоже воевал, так что о фронтовых и тыловых буднях знал не понаслышке. После вмешательства мэтра Юрия Никулина хоть и со скрипом, но утвердили.

Зато Симонов категорически отверг актрису, которую выбрал режиссёр на главную роль. После нескольких проб Герман остановил выбор на Алле Демидовой. Поговаривали, что в костюме и гриме Демидова невероятно походила на Валентину Серову, актрису, которая была супругой Симонова в военную пору, поэтому писатель и выступил против. Тогда Герман предложил попробовать Людмилу Гурченко. Он был с ней знаком поверхностно, но знал её по предыдущим работам и видел в ней талант.

Режиссёр намеренно не стал устраивать проб для Гурченко: коллеги уверяли, что на пробах Гурченко часто неестественна, поэтому часто проваливается.

Гурченко утвердили почти сразу с одобрения Симонова.

Фото со съёмок. Алексей Герман и Людмила Гурченко
Фото со съёмок. Алексей Герман и Людмила Гурченко

Кстати, сотрудничество с Людмилой Гурченко оказалось для Алексея Германа мучительным. Их противостояние началось в первый же день, когда актриса появилась перед режиссёром во всей красе: с эффектной укладкой, маникюром, украшениями. Герман приказал артистке избавиться от всей этой мишуры и впредь приходить на работу в естественном виде. Кроме того, ему

в ленте требовалась не дива из водевиля (а именно такое амплуа закрепилось за Гурченко после её предыдущих работ), а обычная женщина, которую зритель должен видеть без прикрас. Поэтому он и снимал артистку с невыгодных ракурсов, в невыгодном свете, что ей, конечно, не нравилось.

Но именно в такой напряжённой, конфликтной атмосфере Гурченко выдавала максимальный результат. Спустя годы Герман рассказывал, что он специально провоцировал исполнительницу и таким образом добивался от неё того, чего хотел.

Когда с актёрским ансамблем всё утряслось, наконец-то начали съёмки. Алексей Герман считал принципиально важным воссоздать дух военного времени. Так, в первой части фильма герой Юрия Никулина едет в поезде.

На экране проходит около 20 минут, но съёмки заняли больше месяца.

Их вели под Джамбулом в Казахстане. Там на тупиковой ветке целыми днями ездил поезд, в котором всё и снимали. В нём было всего четыре вагона. Первый превратился в павильон, второй — в столовую, в третий и четвёртый — в общежитии для съёмочной группы. Кстати, создавали эти сцены зимой, на улице стояли морозы, но ради достоверности (ведь события происходят в непростом 1942 году) окна были открыты.

Если присмотреться, то можно даже заметить, что иногда у актёров изо рта идёт пар — настолько холодно было в вагоне.
Фото со съёмок
Фото со съёмок

Когда отсняли первые материалы, их традиционно отправили на просмотр в Москву. Через несколько дней Герману прислали ультиматум: или он снимает Никулина с роли, или он больше никогда не будет работать в кино.

Цензоры всё-таки затаили зло и решили любой ценой избавиться от комедийного актёра.

Ситуация накалилась настолько, что пришлось в очередной раз прибегнуть к авторитету Константина Симонова. Он совершил настоящий агитационный рейд по ЦК, Министерству культуры, Госкино, всячески убеждая чиновников, что Никулин здесь на своём месте. Давлению влиятельного писателя сопротивляться было очень непросто, и он снова победил.

Фото со съёмок. Юрий Никулин
Фото со съёмок. Юрий Никулин

Кстати, и

для самого Юрия Никулина работа в «Двадцати днях без войны» была неким испытанием: ему впервые предстояло стать героем-любовником.

Прежде в его фильмографии не было романтических сцен, здесь такая была, пусть и очень скромная. Актёру было сложно, тем более что рядом с ним была признанная красавица и мечта советских мужчин Людмила Гурченко, так что он порой маскировал смущение юмором. Тем не менее он с ролью справился, и этим влюбил в себя ещё больше зрителей.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Отснятый и смонтированный фильм чиновникам по вкусу не пришёлся.

Без лишнего шума его отправили в архив «Ленфильма». Герману и Симонову понадобился год, чтобы пробить премьеру.

Писатель снова обходил кабинеты влиятельных персон. Его главным аргументом стало утверждение, что

запрещают чиновники не режиссёра Алексея Германа, а сценариста Константина Симонова

(который, кстати, читает в «Двадцати днях без войны» закадровый текст). А это же совсем иной уровень, ведь Симонов — лауреат массы премий, орденоносец, любимец первых лиц страны! В конце концов ценой фантастических усилий писателя лента в 1976 году вышла в прокат.

Все участники съёмок триумф детища застали. Сегодня, спустя 45 лет после премьеры, «Двадцать дней без войны» по-прежнему живут. Уже ушли из жизни и Юрий Никулин, и Людмила Гурченко, и Алексей Герман, но картина, которая так непросто рождалась, стала классикой и одним из лучших фильмов о войне.

А вы часто смотрите фильмы на военные темы?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-8

В новых выпусках:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:

Как Андрея Миронова дважды изваляли в грязи и нечистотах во время съёмок ленты «Мой друг Иван Лапшин» (раскрываем с автором блога Блог-монолог неожиданные подробности о закулисье фильма):

Как карате привело Римму Маркову в фильм «Родня» (обсуждаем культовую ленту Никиты Михалкова с автором блога Блог-монолог):

Почему Фаина Раневская так и не стала Черепахой Тортиллой:

Какая мистика творилась во время работы над «Неоконченной пьесой для механического пианино» (беседа с автором блога Блог-монолог об одноимённом фильме):

Почему на съёмках решили «повесить» молодую актрису Валентину Шендрикову (дискуссия о фильме «Король Лир» с автором блога Блог-монолог):