Найти тему

Главная загадка советского «Всадника без головы»

Югославского актёра Гойко Митича не напрасно считали «всесоюзным индейцем» - вестерны, где он представал в образах индейцев, пользовались колоссальной популярностью в СССР.

Госкино имело возможность закупать приключенческие картины у стран соцблока, поэтому производить собственные вестерны особого желания не имело.

Это было хлопотно, затратно, длительно, проще было всё-таки купить ленту и пусть в прокат. Но в начале семидесятых режиссёр Владимир Вайншток пришёл в Госкино с предложением экранизировать роман «Всадник без головы» американского писателя Томаса Майна Рида. Книга была библиотечным хитом, её зачитывали до дыр уже не первое десятилетие, так что рассчитывать на успех вполне было можно. К тому же

Вайнштоку приключенческие картины удавались:

он ещё в тридцатые годы выпустил отличные экранизации Верна «Дети капитана Гранта» и Стивенсона «Остров сокровищ», так что чиновники возражать против новых съёмок не стали.

Кадр из фильма «Всадник без головы»
Кадр из фильма «Всадник без головы»

На главную роль Вайншток пригласил Олега Видова, актёра довольно опытного и уже заработавшего определённую известность. Видов был одним из артистов, кому разрешали сниматься и в зарубежных фильмах: он с детства хорошо владел немецким языком и обладал поистине голливудской внешностью. Его неплохо знали и в странах Восточной Европы, хотя на родине мегазвездой всё-таки не был.

Надо сказать, что Владимир Вайншток вообще любил работать с актёрами не слишком популярными и не слишком известными. Так, на одну из ролей он пригласил Ивана Петрова. Киноманам это имя ничего не говорило, а вот поклонники оперы отлично его знали: Петров был оперной знаменитостью, имел две Сталинских премии и многие годы служил в Большом театре.

График гастролей у Ивана Петрова был расписан на месяцы, но Вайншток буквально уцепился за статного пластичного солиста

и уговорил его сняться, хотя роль вообще не предполагала музыкальных номеров. Фильм, кстати, оказался единственной драматической работой Петрова. Ещё одним необычным артистом на площадке стал Платон Лесли, старейший педагог ГИТИСа. Роль судьи во «Всаднике без головы» тоже стала единственным его появлением на киноэкране.

Роль главного злодея получил эстонец Аарне Юкскюла, известный прибалтийским театралам. В кино Аарне тоже уже появлялся, но это были небольшие роли в картинах, известность не получивших. Владимир Вайншток превратил Юкскюлу в знаменитость, и образ коварного Кассия Колхауна на годы стал его визитной карточкой.

Режиссёр во время подбора актёров решил порадовать и юных любительниц кино: он пригласил молодого артиста Сашу Милокостого.

Саша вообще был самым молодым членом съёмочной группы, но при этом и одной из главных звёзд.

Ведь это именно произнёс фразу, ставшую крылатой: «ПалАндреич, вы шпион?» в пятисерийном детективе «Адъютант его превосходительства» (1969) и навсегда влюбил в себя девушек. У Вайнштока Милокостый сыграл горячего младшего брата главной героини, которой стала Людмила Савельева.

Участникам съёмок пришлось совершить немало путешествий. Картину снимали в Крыму и в Азербайджане. Кроме того, все ждали поездки за границу:

изначально «Всадник без головы» замышлялся как советско-югославская лента, так что артисты рассчитывали на поездку в Югославию.

Но по ряду причин договорённости расстроились. И тогда американские прерии решили снимать на братской Кубе. А заодно и пригласили кубинских артистов и консультантов, благодаря помощи и советам которых фильм превратился в настоящий вестерн, где всё выглядело не киношным, а реальным.

Когда «Всадник без головы» вышел в прокат, он в один момент стал лидером.

Картину посмотрело более 70 миллионов зрителей, так что она вошла не просто в число лидеров проката 1973 года, а в сотню самых успешных фильмов снятых в СССР.

Даже столь любимые в СССР вестерны с Гойко Митичем такого успеха не достигли! Правда, одна загадка мучает зрителей и по сей день: кто же сыграл того самого всадника без головы? На этот счёт есть несколько версий. Одна гласит, что под покрывалом сидела помощница художника по костюмам, согласно второй, всадником по очереди были крымские мальчишки, которые любили прибегать на съёмки, по третьей версии на лошади сидела сотрудница Раменского конного завода, который предоставил лошадей для съёмок. Увы, режиссёр Владимир Вайншток при жизни ответ так и не дал, а не стало его всего через пять лет после выхода фильма.

А как вы считаете, «Всадник без головы» действительно получился не по-советски эффектным и атмосферным и не уступает западным вестернам?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-2