Найти тему

Фильм, вернувший популярность полузабытому Николаю Рыбникову

Мелодрама «Выйти замуж за капитана» (1986) стала одной из самых популярных картин позднего СССР. И, наверное, удивительного в этом мало, ведь создавали фильм настоящие мастера. Сценарий написал Валентин Черных, чуть раньше подаривший зрителям оскароносный хит «Москва слезам не верит» (1979), режиссёром стал Виталий Мельников, режиссёр опытный, успешный и, что немаловажно, снявший уже не одну ленту про женский характер, а

в главных ролях блеснули любимица зрителей Вера Глаголева, юная, прелестная и невозможно женственная, и Виктор Проскурин, к тому времени уже отбившийся от образа беззаботного Генки Ляпишева

из «Большой перемены» (1972) и перешедший на роли основательных, ответственных, мужественных героев.

Кадр из фильма «Выйти замуж за капитана»
Кадр из фильма «Выйти замуж за капитана»

Между тем, дорогу на экран фильм пробивал с трудом. Сложности возникли ещё на стадии утверждения сценария. Чиновникам от кино не пришёлся по нраву персонаж Проскурина. Вроде бы военный, но подвигов не совершает. Вроде бы офицер, но жизнью не рискует. Да и вообще герой казался им пресноватым и совсем не героическим. Сценарий несколько лет болтался в кулуарах киностудии и случайно попался на глаза Мельникову. Режиссёр сумел продавить картину, выбрав неожиданный аргумент.

В восьмидесятые престиж военных сильно упал из-за ввода войск в Афганистан. Мельников упирал на необходимость повышения авторитета армии,

поэтому и получил разрешение на фильм с офицером-пограничником в главной роли.

Первым утвердили Виктора Проскурина. Он же предложил режиссёру и актрису на главную женскую роль. Это была Татьяна Рудина, коллега Виктора по «Ленкому», где он тогда служил.

Но у Валентина Черных уже сформировалось представление о взбалмошной героине истории,

и в её роли он видел соседку по даче Веру Глаголеву. А Татьяна Рудина, кстати, сыграла её подругу.

Взрослое поколение на площадке представляли признанные мастера советского кино: Вера Васильева и Николай Рыбников. Но если Вера Васильева блистала на сцене Театра Сатиры и была на виду, то о Николае Рыбникове уже стали забывать. Пик его популярности пришёлся на пятидесятые-шестидесятые, а позже его типаж утерял актуальность. Актёр очень переживал из-за невостребованности и брался за любую работу. Мельников был знаком с ним ещё со времён учёбы во ВГИКе, поэтому решил помочь старому товарищу. Николай взялся за роль с энтузиазмом, постоянно что-то придумывал, делая героя более колоритным. В результате склочный сосед, который появился на экране всего в нескольких сценах, так понравился зрителям, что

журнал «Советский экран» назвал Рыбникова лучшим актёром второго плана в 1986 году.

Съёмки стартовали в 1983 году. Группа отправилась в Днепропетровск, город, облюбованный киношниками. В семидесятые там очень часто снимали кино по простой причине:

Днепропетровск был родиной Леонида Ильича Брежнева. Поэтому выглядел образцово.

В 1982 году Брежнев скончался, но город продолжал цвести, а кинематографисты по-прежнему ехали туда за эффектной натурой. Отдельные эпизоды снимали в Ленинградской области, под Самарой и в Батуми. А финальные сцены, когда героиня приехала к возлюбленному, снимали в настоящем пограничном отряде в Аджарии.

Ну и, наверное, самый любопытный факт о фильме состоит в следующем. Если вы смотрели ленту давно и плохо помните детали, то

наверняка скажете, что у истории был хэппи-энд.

На самом же деле авторы оставили финал открытым, не показав ни свадьбу героев, ни даже продолжение романа. Так что каждый зритель может додумать, вышла ли всё-таки своенравная и сумасбродная журналистка замуж за дисциплинированного и правильного капитана.

И как по-вашему, ей удалось выйти замуж за капитана?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
-2