Найти тему

Фильм, в котором Любовь Полищук стала вавилонской ветреницей

В 1980 году киностудия имени Александра Довженко представила ленту с необычным названием — «Вавилон XX». Это была дебютная работа уже прекрасно известного зрителям украинского актёра Ивана Миколайчука, которого в своё время прославила лента Сергея Параджанова «Тени забытых предков» (1964). Миколайчук давно вынашивал идею попробовать себя как режиссёр и наконец это случилось. Мало того,

на картине «Вавилон XX» Миколайчук был не только режиссёром, но и сценаристом, исполнителем главной роли и даже композитором.
Кадр из фильма «Вавилон XX»
Кадр из фильма «Вавилон XX»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

В основе сценария фильма — роман писателя Василия Земляка «Лебединая стая». Земляк с кино был близок: он ещё в шестидесятые пришёл на киностудию Довженко, был там редактором, писал сценарии. Написав роман в 1971, он почти сразу стал думать об экранизации, но не видел подходящего режиссёра. Когда спустя несколько лет перенести роман на экран предложил Миколайчук, Земляк засомневался: всё-таки

Миколайчук был актёром, пусть и известным и очень даровитым, а не режиссёром. Но писатель рискнул.
Фото со съёмок. В центре — Иван Миколайчук
Фото со съёмок. В центре — Иван Миколайчук

Вместе Земляк и Миколайчук написали сценарий по мотивам романа, но название фильм получил другое — «Вавилон XX». Его предложил Иван Миколайчук, чтобы подчеркнуть, что

то, что происходило в стране в первой четверти двадцатого века было сущим Вавилоном, когда множество сил боролись друг против друга и на находили общего языка.

По настоянию цензуры сценарий несколько раз переделывали, но в конце концов утвердили.

Фото со съёмок. Иван Миколайчук
Фото со съёмок. Иван Миколайчук

Ряд ролей Иван Миколайчук писал сразу под своих давних товарищей: Борислава Брондукова, Игоря Гаврилюка, Константина Степанкова.

Кадр из фильма. Борислав Брондуков
Кадр из фильма. Борислав Брондуков

На другие роли исполнители пробовались. Таисия Литвиненко, сыгравшая любвеобильную Прыську рассказывала, что

на пробах Иван Миколайчук обращал внимание не столько на актёрскую природу претендентов, сколько за природу человеческую: как реагирует на природу, как он смотрит на лес, небо, солнце, что отмечает вокруг себя.
Кадр из фильма. Таисия Литвиненко
Кадр из фильма. Таисия Литвиненко

Так в ленту попали Раиса Недашковская и Ольга Матешко, Ярослав Гаврилюк и Анатолий Хостикоев.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

А вот насчёт исполнителя роля сельского философа Фабиана, ключевого персонажа, Миколайчук сомневался. Он попробовал несколько артистов, но так и не увидел ни в ком задумчивого Фабиана и в итоге решился играть сам.

Фото со съёмок. Иван Миколайчук
Фото со съёмок. Иван Миколайчук

Были сложности и с главным женским персонажем.

На роль Мальвы пробовались десятки актрис, а ассистенты объездили едва ли не всю Украину в поисках исполнительницы, но безуспешно. Тогда Миколайчук решил поискать артистку в Москве.

Миколайчук видел в роли Мальвы актрису с украинским колоритом, но европейским стилем, не красавицу в духе кровь с молоком, а утончённую женщину, приковывающую все взгляды. Прошерстив картотеки столичных киностудий, ассистент режиссёра так не смогла подобрать кандидатуру. Но в один из последних дней она оказалась на эстрадном концерте, где её внимание привлекла одна из участниц в гриме мулатки.

Кадр из фильма. Любовь Полищук
Кадр из фильма. Любовь Полищук

Яркой грациозной танцовщицей с выразительной пластикой оказалась Любовь Полищук, тогда уже набиравшая популярность. Она-то и сыграла вавилонскую обольстительницу Мальву.

Фото со съёмок. Анатолий Хостикоев и Любовь Полищук
Фото со съёмок. Анатолий Хостикоев и Любовь Полищук

Очередная проблема настигла режиссёра, когда потребовалось найти натуру.

В истории фигурируют две части села — Нижний и Верхний Вавилон, и Миколайчук начал активный поиск пасторальной натуры с украинских областей.
Фото со съёмок. Иван Миколайчук
Фото со съёмок. Иван Миколайчук

Объездив большую часть республики, ничего подходящего он не нашёл, но потом подумал, что, возможно, что-то интересное найдётся в окрестностях Киева. И действительно, помощники обнаружили симпатичную деревеньку, сохранившую атмосферу начала века.

Кадр из фильма. Ольга Матешко и Константин Артеменко
Кадр из фильма. Ольга Матешко и Константин Артеменко

В ней не было даже гостиницы, так что членам съёмочной группы пришлось жить в обычных деревенских домах. Позже участники съёмок вспомнили, что на площадке была необыкновенная атмосфера, доброжелательная, семейная, почти любовная.

Фото со съёмок
Фото со съёмок
Иван Миколайчук любил импровизации и поощрял, когда актёры что-то придумали прямо на съёмках, поэтому много крошечных, но красноречивых деталей появилось в ленте прямо по ходу работы.
-13

Материала отсняли очень много: режиссёр рассчитывал на двухсерийную картину. Но при утверждении на киностудии чиновники ополчились на дебют Миколайчука и настояли на удалении множества эпизодов, из-за чего фильм сильно укоротился и стал односерийным. Но романтичный финал, который многим изначально показался чужеродным и неуместным (два лебедя плавают в полынье), Иван Миколайчук всё же отстоял, ведь это был почтительный реверанс в сторону романа «Лебединая стая», который лёг в основу фильма.

Фото со съёмок. Раиса Недашковская
Фото со съёмок. Раиса Недашковская

В апреле 1980 года «Вавилон XX» пришёл к зрителям. Отношение к дебюту Ивана Миколайчука было неоднозначным. Одни увидели в нём драму в сочетании с лирической комедией, другие рассмотрели героико-патриотическую тему, третьи нашли, что «Вавилон XX» — колоритное бытописание украинской деревушки, четвёртые утверждали, что это фантасмагорическая притча.

Фото со съёмок. Таисия Литвиненко и Борислав Брондуков
Фото со съёмок. Таисия Литвиненко и Борислав Брондуков

Сам Иван Миколайчук говорил, что снимает «быль» о сложных, запутанных, трагических, а порой и весёлых временах. «Вавилон XX» он сравнил с мозаичной картиной из цветных стёклышек и это, пожалуй, лучше всего характеризует ленту.

А что больше всего запомнилось в фильме вам?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-16

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: